Биография
Сын и ученик художника-экспрессиониста Луи Певернажи (1904—1970), Эрик Певернажи вырос в Брюсселе, в неповторимой атмосфере смешения двух культур (романской и германской). В брюссельском Атенее, у подножия легендарной статуи Писающего мальчика, будущий художник знакомился с ярким сюрреалистическим миром, описание которому дал Мишель де Гельдерод. Изучая англосаксонское и германское культурное наследие, Певернажи окончил Брюссельский свободный университет и получил степень магистра германской филологии (1961). Певернажи много путешествовал. Еще одну ученую степень он получил в Кембриджском университете (Великобритания). Эразмский университет присудил ему звание профессора. Страстный интерес к социальному взаимодействию и международным отношениям привел Певернажи к созданию в 1973 г. общественно-культурного клуба под названием «Международный рекреационный центр». С этой целью он приобрел в порту Брюсселя два судна, которые стали именоваться Речной и Художественной лодками Рика. В результате у Певернажи стали собираться интересные люди — Клод Лелуш, Атом Эгоян, Рой Лихтенштейн, Хьюго Клаус и другие. Певернажи получил звание ассоциативного академика и члена Международной академии словесности, искусств и наук в Вербано.
Творчество
Творческий процесс Певернажи имеет одновременно пластический и литературный характер. Слова, названия, фразы и граффити служат продолжениями и толкованиями визуального эффекта. Художник находит вдохновение в различных аспектах общественного устройства. Центральными темами его творчества являются социальное взаимодействие и невзаимодействие. Часто в основе произведений Певернажи лежат такие темы, как отчуждение, изоляция, беспокойство, незащищенность. Певернажи рассматривает живопись как семиотический опыт.
Детали и мелочи, окружающие нас и образующие структуру, с помощью которой мы постигаем мир, являются краеугольными камнями творчества Певернажи. Художник часто переносит на холст события, извлеченные из глубин коллективной памяти. Его художественный метод заключается в сокрытии предмета в особой среде.
Творчество Певернажи не поддается классификации: вероятно, апогея в нем достигают сразу несколько течений. Персонажи интегрированы в окружающую среду посредством геометрических линий и композиционной плоскости. Фигуративность и абстракционизм, принужденные художником к компромиссу, выдвигают на первый план разнообразные эмоции и образы.
Важную роль исполняют применяемые материалы и способы нанесения цвета. Песок и металлические опилки придают картинам Певернажи особую текстуру и своеобразный свет. Показателен диалектический подход художника к понятиям присутствия и отсутствия, способствующий созданию желаемого визуального и умственного напряжения.
Цитаты
- «Эрик Певернажи известен прежде всего тем, что в своих работах он сочетает образные и абстрактные элементы. Начав с обыкновенного геометрического наброска или граффити, он строит поверхность из пепла, песка, металлических стружек». (Аукционный дом Дойл Нью-Йорк)
- «В центре его произведений находится человек. Человек, интегрированный в естественную среду, а иногда и поглощенный ею. С другой стороны, он, по-видимому, отрицает это, когда на картинах появляются граффити. Таким образом художник показывает одиночество и отчужденность человека в среде города». (Словарь художников Бенези, Париж)
- «Наводить мосты между поколениями, социальными слоями и нациями — дело нелегкое. Тем не менее, Эрик Певернажи вывел формулу, благодаря которой мы можем освободиться от отчужденности». (Интернэшнл геральд трибюн)
- «Отрицая какое бы то ни было физическое присутствие персонажа и оставляя просто свидетельства его существования, художник воспроизводит саму основу разума. Его антигерой принял решение создать нетронутый ум, избавившись от всех приобретенных, сомнительных качеств». (Каталог аукционного дома Кристи, Нью-Йорк)