История жизни
Ранний период
Муавия ибн Абу Суфьян родился за 20 лет до хиджры. Кунья его была Абу Абдуррахман (по его сыну Абдуррахман).
Внешний облик очень красив: высокий, стройный, широкоплечий, с белой кожей. Большие глаза навыкате придавали ему грозное выражение. Когда он смеялся, его верхняя губа поднималась. Также упоминается, что Муавия окрашивал свои волосы.
О детстве Муавии историки пишут очень мало. Известно, что он воспитывался в семье Абу Суфьяна ибн Харба и его жены Хинд бинт Утба. При этом не сообщается о том, что он когда-либо участвовал в каких-либо языческих обрядах или упокойничестве, в которых участвовали его родители. Их семья принадлежала к племени Курайш, поэтому Муавия, как и его братья и сёстры, воспитывались как повелители, правители.
Упоминается, что однажды Абу Суфьян, Муавия и Хинд отправились в дорогу и по пути встретили Мухаммада. И Абу Суфьян приказал маленькому Муавии слезть с лошади для того, чтобы пророк занял его место. Но Хинд закричала и не успокоилась до тех пор, пока Абу Суфьян не передумал.
Религиозная деятельность
Ко времени начала проповеди ислама, Муавия ибн Абу Суфьян был один из тех, которые умели писать. Помимо него письмо знали Али ибн Абу Талиб, Умар ибн аль-Хаттаб, Тальха ибн Убейдулла, Усман ибн Аффан, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Абдулла ибн Саид ибн аль-Ас и его брат Халид ибн Саид, Абу Хузейф ибн Утба, Йазид ибн Абу Суфьян, Хатыб ибн Амр ибн Саид ибн Абу Сахр, Хувейд ибн Абдалузза, Абу Суфьян ибн Харф, Муавия и Джухейм ибн Сальта, и другие(После сражения при Бадре, десять пленных курайшитов выкупили себя из плена, обучив,по приказу пророка, по десять человек из жителей Медины ). Знание письма ставило его в привилегированный ряд курейшитов. Писцы становились важными государственными чиновниками, предводителями племён и даже рода.
Муавия был одним из самых известных писцов Корана. Он был один из 10 сподвижников, которые записывали откровения с уст пророка Мухаммада. Среди них также были: Али ибн Абу Талиб, Умар ибн ал-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Халид ибн Саид ибн аль-Ас, Аббан ибн Саид ибн аль-Ас, Абу Саид ибн Аль-Ас, Амр ибн Ал-Ас, Шурахбий ибн Хасана, Зейд ибн Сабит, Алад ибн Хадраний. Муавия фиксировал не только откровения, но и многое другое, что приказывал ему пророк. И так он продолжал записывать до последних дней жизни посланника Аллаха.
После смерти пророка, Муавия передал хадисы от сподвижников, среди которых были Ибн Аббас, Абу Саид ал-Худри, Абу Дарда, Джарир, Нугман ибн Нашир, Ибн Умар и Ибн Зубейр. Впоследствии от Муавии передавали сообщения целые группы табиинов, в числе которых были Абу Масляма Хумейд, Ибн Абдаррахаман, Ульва, Салим, Ал-Тама ибн Абулваккас, Мухаммад ибн Сирин и Касым ибн Мухаммад.
Муавия принял Ислам в год Фатха (в день открытия Мекки), но некоторые историки отмечают факт принятия ислама в год Кадыя. Сам Муавия говорил про себя: «Когда я пытался принять Ислам, мои родители сказали мне, что если я вздумаю принять Ислам, то они будут морить меня голодом».