Поделиться:

Мария Гамильтон и Петр Первый: от встречи и до плахи

Однажды княгиня Екатерина Дашкова, фаворитка императрицы Екатерины II, обнаружила в петровской Кунсткамере две заспиртованные головы. Одна из голов принадлежала любовнице Петра Первого, камер-фрейлине Марии Гамильтон, а вторая – Виллиму Монсу, брату небезызвестной Анны Монс.  Государыня приказала «отделить головы от банок с уродцами» и похоронить их «с миром».

Кто же была эта Мария Гамильтон, бойкая, веселая и красивая настолько, что с первого взгляда очаровала супругу Петра I – Екатерину Алексеевну? И могла ли государыня предполагать в столь юной девушке не только дальновидность и проницательность, но и великую амбициозность, толкнувшую Гамильтон на опасный путь любовницы Петра Великого?

Марии было всего пятнадцать, когда она стала камер-фрейлиной государыни, но уже тогда девушка знала, что благодарность к взявшей ее в свою свиту царице не помешает ей добиваться того, чего она хотела на самом деле: любви государя. Старания Марии не прошли даром, и очень скоро Петр заметил ее. Хитрость, красота и желание подняться любой ценой… Собранные воедино,  эти качества не только привели юную фрейлину в постель царя, но и дали ей ту власть, которой Марии так хотелось. Петр внес ее в список личных любовниц (который он называл «постельным реестром») и по-настоящему влюбился. Из-за вспыхнувшей страсти он отложил государственные дела и практически забыл о законной супруге. Увеселения, балы и страстные ночи… Мария праздновала победу – и ошиблась. Даже первая красавица двора – она была всего лишь неопытной юной девушкой. Как она могла удержать в своих сетях непостоянного Петра, больше всего ценившего в людях ум и новизну?

Царь быстро охладел к некогда любимой фаворитке. В отчаянных попытках вернуть его расположение или вызвать ревность, Мария пустилась во все тяжкие: расположения красавицы добивались многие придворные ловеласы. Офицеры, иностранные послы, придворные кавалеры…  сколько их прошло через постель Марии – уже и не перечесть. Тем не менее, мысль вернуть неверного Петра не покидала Марию. Для исполнения своего плана она выбрала денщика Петра, Ивана Орлова. Практически постоянно находившийся рядом с Петром Иван был не только личным секретарем Петра I, но и его близким другом, так что Гамильтон могла «из первых рук» узнавать о том, чем жил ее возлюбленный, кем он был увлечен, и какая из его фавориток была наиболее опасна для плана Марии. Она настояла на том, чтобы встречи были тайными, и недалекий Орлов рассказывал ей о секретах Петра, даже не подозревая о том, какие мысли крутятся в ее головке.

В 1716 году Петр  I вместе с женой и придворной свитой, в которую входили и Мария, и Иван, отправился в Европу. Путешествие было долгим, придворные скучали и развлекались как могли, не оставляя без внимания и крестьянских девушек, попадавшихся на пути. Любовь Ивана пошла на спад, и для того, чтобы по-прежнему быть в курсе дел Петра, Марии пришлось красть драгоценности у Екатерины, чтобы одаривать ими любовника и продлевать умирающую связь. Может быть, из-за скуки долгого переезда – но царь вспомнил и про опальную любовницу. Петр пришел в опочивальню Марии, а вскоре она поняла, что беременна. Мария надевала широкие платья и до последнего момента выходила в свет – беременность была ей не нужна. К тому же она не знала, от кого из двух любовников зачала. К тому времени отношения с денщиком Петра разладились окончательно, и признаваться в беременности «от блуда» было просто опасно. Родив сына, Мария задушила его.

На ее несчастье, тельце ребенка не успели вынести из дворца, и уже утром дворец гудел от страшной новости: найден мертвый ребенок! Скорее всего, эта тайна так и осталась бы нераскрытой, если бы не случайность. Через несколько месяцев  Петр потерял важные документы, а подозрение в краже легло на Ивана Орлова. Во время допроса перепуганный Иван не только рассказал о своей связи с Гамильтон, но и о том, что она несколько раз вытравляла плод – великий по тому времени грех. Выплыли на свет и краденые драгоценности государыни.

Гамильтон привели к Петру и подвергли не только допросу, но и пыткам. Следствие затянулось на четыре невозможных месяца, полных боли и унижений. Четыре месяца Мария провела в темнице, закованная в кандалы. Четыре месяца из нее выбивали новые и новые признания, пока не дошли до самого главного: того самого задушенного младенца. Сказанное фрейлиной подтвердила и ее горничная Катерина Терповская.

В тот же день, когда Гамильтон призналась в последнем убийстве, Петр издал указ. Царь приказывал казнить «девку Марию Гамонову» за то, что она блудно жила с Орловым и трижды вытравливала плод, а «последнего ребенка удавила». Ивана царь повелел простить, и самолично наказал денщику держаться подальше от «этих коварных красавиц». Тем не менее, этим прощением бывший любовник Марии обязан ей: даже под пытками девушка настаивала на его невиновности.

Несмотря на то, что Мария призналась в краже драгоценностей, государыня лично просила Петра оставить ей жизнь, но получила отказ. Невзирая на слезы супруги, которая несмотря ни на что, любила Марию, Петр не отменил своего решения. Указ вступил в силу, и в  середине марта 1719 года Мария Гамильтон, которой было всего 25 лет, поднялась на эшафот. В белом платье и черных лентах в волнистых волосах, Мария все еще была прекрасна. Долгие месяцы в темнице не смогли убить ее красоту. Петр I подошел к бывшей любовнице, попросил ее молиться за тех, кто остается на земле, поцеловал, и…  что-то тихо сказал палачу. До последнего толпа надеялась, что это были слова прощения и казнь отменят – но палач взмахнул топором, и голова Марии покатилась по доскам эшафота. Уже позже станет известно, что царь попросил палача не осквернять тело Марии своими прикосновениями.

Петр поднял голову Гамильтон и прижался к ее губам, а потом быстро пошел от места казни. До сих пор остается неясной такая жестокость, однако злые языки поговаривали, что ребенок, задушенный «девкой Гамоновой», был царским бастардом – оттого-то Петр, продержав ее полгода в Петропавловской крепости, так и не отменил жестокий приговор. Всего десять лет длились отношения между Петром и Марией – но за эти десять лет они прошли долгий путь от страсти и нежности – до предательства и плахи.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Алексей Круглов 2014-08-09 12:28:05

к сожалению гамильтон сама виновата в начале 18 века отказать царю в близости это значит навлечь на себя серьёзные неприятности ведь царь мог сделать что угодно с ней и сделал сначала опала затем странные обстоятельства рассказанные петру его денщиком побуждают его наказать дрянную девчонку

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора