Поделиться:

Это просто невозможно! Николай I

В начале 1851 года Николай I вызвал в Петербург адмирала Михаила Петровича Лазарева. Российский император пожелал заслушать доклад о состоянии Черноморского флота, так сказать, из первых рук. Хотя в вызове, посланном Лазареву, указывалось, что в случае обострения болезни командующего Черноморским флотом он может вместо себя послать в качестве докладчика своего заместителя или кого-либо из старших офицеров. Эта оговорка страшно возмутила шестидесятитрехлетнего флотоводца.

– Похоже, что меня на берег списать собираются! – оскорблено пробурчал Михаил Петрович. – Уже на болезни намеки в приказах начинаются… Немедленно собрать вещи, документы, и отправляемся в столицу!

Николай I очень уважал адмирала Лазарева и ничуть не меньше ценил. На счету Михаила Петровича было множество заслуг – от официального открытия Антарктиды до укрепления Черноморского флота. Понятно, что встречен адмирал был со всеми положенными почестями, а доклад его вызвал горячее одобрение императора.

– Могу я попросить ваше императорское величество? – уже после доклада обратился Лазарев к Николаю Павловичу.

– Личная просьба? Конечно, адмирал! Все, что угодно, для вас сделаю!

– Можно сказать, что и личная… Надо бы флот черноморский, да и другие русские флотилии новыми пароходами укрепить. Что англичане, что турки – в своих соединениях уже имеют пароходы в достаточном количестве. Чтоб на равных с ними воевать, надо и нам силу иметь.

– Вне сомнения, Михаил Петрович! – улыбнулся император. – Вы же знаете, что строятся новые пароходы. И два из них будут переданы Черноморскому флоту через год.

– Вот это хорошо! – воскликнул Лазарев. – Русский флот должен быть сильным! Тогда и воевать с нами побоятся.

Николай I позвонил в серебряный колокольчик и вошедшему камердинеру приказал подавать обедать.

– Михаил Петрович. Окажите мне честь, пообедайте со мной! А за столом мы сможем обсудить и эту, и другие проблемы, касающиеся флота.

Но Лазарев вдруг нахмурился, как будто вспомнил что-то, достал из кармана большие латунные часы и, взглянув на них, поклонился императору.

– Прошу прощения, ваше императорское величество! Обедать с вами для меня большая честь, но, к сожалению, я дал слово присутствовать на другом обеде, у старинного своего друга.

– К кому же вы так спешите, Михаил Петрович? – поинтересовался Николай Павлович и тут же нахмурился тоже, услышав в ответ фамилию бывшего придворного, находившегося на тот момент в опале. – Ну что ж, не смею задерживать, адмирал...

Настроение императора было испорчено настолько, что он не смог скрыть своих чувств перед князем Орловым, вошедшим в кабинет сразу после ухода Лазарева. Князь Орлов являлся шефом жандармов и прибыл к Николаю I с ежедневным докладом.

– Что случилось, ваше императорское величество? – нашел нужным спросить Орлов.

– Ты не можешь представить себе, князь! Лазарев только что отказался обедать со мной! И ради кого…

Орлов внимательно выслушал императора и спросил:

– Прикажете арестовать его? – и, увидев гнев в глазах императора, тут же добавил: – Я не имею, конечно же, в виду Михаила Петровича.

– Ты с ума сошел, князь! – раздраженно бросил Николай Павлович. – Это просто невозможно!

– Почему невозможно? – опешил шеф жандармов.

– Да потому что с ним сегодня обедает адмирал Черноморского флота, отказавшийся обедать со мной!

Читать: Николай I биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора