Поделиться:

Пятнадцать километров до скандала

Сегодня все увлеченно обсуждают тему беспилотных аппаратов, восхищаясь их тактико-техническими данными и возможностями. Но не следует забывать, что еще в 1989 году советский серийный истребитель совершил удивительный по дальности полет без пилота в кабине – правда, не по воле своих создателей. К сожалению, это событие не обошлось без жертв, но зато девятнадцатилетний бельгиец Вим Деларе является единственным человеком в мире, на голову которому упал истребитель МиГ-23М. 

4 июля Горбачев отправился во Францию рассказывать о своих идеях по перестройке Советского Союза, а для северной группы войск это был обычный рабочий день. На аэродроме в Польше Николай Скуридин, полковник и летчик первого класса, получил разрешение на взлет и поднял свой истребитель МиГ в воздух. Ракет на самолете не было, так как полет являлся тренировочным – чисто ради поддержания квалификации. И все шло нормально до тех пор, пока в левом воздухозаборнике не раздался резкий хлопок. Скорость истребителя резко упала, шум мотора стих, да и приборы показывали, что двигатель отключился.

Винить Скуридина совершенно не в чем – он поступил точно по инструкции. Развернул неисправный истребитель к морю, а затем катапультировался. В рапорте летчик указал, что видел, как из левого двигателя валил черный дым.

По тревоге были подняты перехватчики, но самолет они обнаружить не смогли. Потеряли его и наземные локаторы. Естественно, все решили, что самолет рухнул в море, и лишь позже выяснилась цепочка удивительных и непредсказуемых событий.

После того как пилот катапультировался, центровка самолета, по-видимому, изменилась. Оно и понятно, ведь вместе с креслом и пилотом МиГ потерял пару сотен килограммов. По прошествии шести секунд истребитель, подчиняясь подключенному автопилоту, задрал нос, да к тому же левый двигатель увеличил обороты и начал выходить на режим. В результате МиГ с набором высоты отправился по последнему заданному курсу.

Система «свой – чужой» позволила истребителю-беспилотнику без проблем пересечь Польшу и ГДР – службы ПВО видели на радарах «свой» самолет и беспрепятственно пропустили его до границы ФРГ. Впоследствии ПВО Западной Германии утверждала, что наш истребитель, конечно же, засекли и, разумеется, сопровождали, но поднятые немецкие перехватчики догнать его не смогли, и наглый МиГ ушел в Голландию. А вот здесь с базы Сестерберг американские летчики подняли пару F-15, догнали и даже изучили советский самолет. Командованию летчики передали, что кабина МиГа-23М пуста, и машина летит, по-видимому, на автопилоте. Несколько раз они запрашивали командование, что им делать, но взять на себя ответственность и отдать приказ сбить самолет-нарушитель не пожелал никто.

А через некоторое время это стало и невозможно – МиГ уже летел над густонаселенной территорией Нидерландов, а затем Бельгии. Но до Ла-Манша советскому истребителю горючего не хватило, и он рухнул на землю всего в пятнадцати километрах от французской территории. В точке падения, к большому сожалению, оказался бельгиец Вим Деларе, совершенно не ожидавший подобного конца своей жизни.

Естественно, разразился скандал, но его удалось замять. А семье погибшего юноши вместе с соболезнованиями выплатили компенсацию в восемьсот тысяч долларов. В какой-то мере довольными остались все. Ведь самолет мог упасть и на большой населенный пункт – а в этом случае Михаил Горбачев, находившийся во Франции, выглядел бы весьма бледно. Нашел приятный момент в падении советского истребителя и Льюис Тоббэк, глава бельгийского министерства иностранных дел. Он заявил, что если бы МиГ упал чуть раньше, то в промышленных кварталах Лилля счет жертв шел бы уже на сотни. Так что историю беспилотного истребителя «по умолчанию» забыли…


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Алексей Тайчер — создатель группы «ТФМ». Биография и активы предпринимателя.

Алексей Тайчер — создатель группы «ТФМ». Биография и активы предпринимателя.

Карьерный путь Бориса Листова

Карьерный путь Бориса Листова

Сергей Домогацкий: как с нуля вывести компанию в лидеры рынка

Сергей Домогацкий: как с нуля вывести компанию в лидеры рынка