30 марта 1875 – 05 июня 1936
русский советский актер
Биография
В детстве Николай Монахов пел певчим в хоре Смольного собора. В 1895 году дебютировал в роли Незнамова («Без вины виноватые» А. Н. Островского) в любительских спектаклях «Петербургского попечительства о народной трезвости». С 1896 года выступал на эстраде с куплетами и песенками, в том числе дуэтом с П. Ф. Жуковым.
С 1904 года — в оперетте (Принцевалле — «Монна Ванна» В. П. Валентинова, Труппа Сабурова, Киев). Был занят в опереточных труппах Саратове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах.
Играл в Театре «Эрмитаж» (Москва), в Театре «Буфф» (с 1907 года; Санкт-Петербург), Панаевском театре (1910—1912; Санкт-Петербург; был главным режиссёром театра) и др.
В сезон 1913—1914 годов играл в Московском Свободном театре: дьячок Афанасий Иванович в «Сорочинской ярмарке» М. П. Мусоргского, Калхаса в «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха, комментатора-чтеца в «Жёлтой кофте» Легара.
Кроме партий для своего голоса (баритона), пел партии тенора (Адам — «Продавец птиц» К. Целлера) и баса (Вельзевул — «Адская любовь» Гризера). Наиболее занчительные партии: Пикилльо («Птички певчие» Ж. Оффенбаха), Фредди («Принцесса долларов» Л. Фалля), Пиппо («Красное солнышко» М. Одрана).
Святогорская Лавра
Наряду с работой в драматическом театре, до 1927 года продолжал играть в оперетте (как гастролёр). Снимался в кино.
Важнейшим этапом в жизни и творческой судьбе Монахова было участие в создании и становлении петроградского Большого драматического театра (БДТ). Вместе с М. Ф. Андреевой и М. Горьким был инициатором создания театра, в котором на протяжении полутора десятилетий был ведущим актёром.
Роли в Большом драматическом театре
- 1919 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера — король Филипп
- 1919 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Бенедикт
- 1919 — «Разбойники» Ф. Шиллера — Франц Моор
- 1920 — «Царевич Алексей» Д. С. Мережковского — Алексей
- 1920 — «Отелло» У. Шекспира — Яго
- 1920 — «Венецианский купец» У. Шекспира — Шейлок
- 1921 — «Смехотворные прелестницы» («Смешные жеманницы») Мольера — Маскариль
- 1921 — «Лекарь поневоле» Мольера — Сганарель
- 1921 — «Слуга двух господ» К. Гольдони — Труффальдино
- 1921 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Сезар де Базан
- 1921 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Мальволио
- 1922 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Юлий Цезарь
- 1924 — «Бунт машин» А. Н. Толстого — Обыватель
- 1925 — «Заговор императрицы» А. Н. Толстого и П. Е. Щёголева — Распутин
- 1925 — «Мятеж» Б. А. Лавренева — Рузаев
- 1926 — «Женитьба Фигаро» П. Бомарше — Фигаро
- 1927 — «Разлом» Б. А. Лавренёв — Годун
- 1927 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева — Швандя
- 1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко — Гранатов
- 1929 — «Заговор чувств» Ю. К. Олеши — Иван Бабичев
- 1929 — «Город ветров» В. М. Киршона — Гороян
- 1931 — «Линия огня» Н. Н. Никитина — Виктор
- 1932 — «Егор Булычёв и другие» М. Горького — Булычёв
- 1933 — «Доходное место (пьеса)» А. Н. Островского — Юсов
- 1933 — «Достигаев и другие» М. Горького — бородатый солдат
- 1935 — «Ричард III» М. Горького — Ричард
Фильмография
- 1914 — «Человек — не дерево»
- 1928 — «Инженер Елагин» — Елагин
- 1929 — «Человек с портфелем» — Гранатов
- 1935 — «Дубровский» — Троекуров