Во время репетиции первого большого произведения Сергея Рахманинова, оперы «Алеко», к автору неожиданно подошел Петр Ильич Чайковский. Рахманинов, имевший тогда двадцать лет от роду и никому еще не известный, опешил от такой чести и уставился на Чайковского во все глаза. А тот смущенно помолчал, а потом спросил:
– Вот я смотрю, молодой человек, ваше произведение не очень-то и большое…
От таких слов мэтра Рахманинов буквально впал в ступор в ожидании самой разгромной критики от величайшего композитора, а Чайковский продолжил:
– Вы знаете, я вот вчера как раз закончил работу над двухактной оперой… Но моя «Иоланта» тоже недостаточно длинна, и целый вечер она занять никак не сможет. Не будете ли вы, сударь, так любезны согласиться на то, что «Иоланту» исполнят вслед за вашей оперой? Я был бы очень вам признателен!
Растерявшийся и потрясенный Рахманинов от счастья не мог выговорить ни звука и только молча таращился на Чайковского.
– Конечно, если вы против… – растерянно проговорил Чайковский, не понимая, отчего молодой композитор молчит.
– Петр Ильич! Да он просто дар речи потерял, – со смехом подсказал кто-то из наблюдавших эту сценку.
Рахманинов, подтверждая это объяснение, часто закивал головой. Чайковский засмеялся:
– Это бывает, бывает… Вот только я не совсем уразумел – вы против или не против? Раз уж говорить не можете, то хотя бы подмигните мне, в знак, так сказать, согласия.
Под общий смех Рахманинов исполнил просьбу Чайковского, после чего мэтр удовлетворенно сказал:
– Огромная вам благодарность, молодой человек, за честь, оказанную мне, и за столь уместное кокетство!
Так впервые в одном концерте прозвучали два величайших произведения двух величайших композиторов.