
король остготов, правил в 534 — 536 годах
Правление
Захват власти
В 534 году, после смерти Аталариха готская аристократия заставила регентшу отдать престол в руки Теодахада. Амаласунта не имела другого выхода, так как видела общее недовольство женским правлением. Она заставила Теодахада поклясться, что он будет довольствоваться именем короля, предоставив ей всю полноту власти; но коварный Теодахад, став в ноябре 534 года королём и соправителем, нарушил обещание, объединился немедленно после венчания, со злейшими врагами Амаласунты, убил нескольких её приближённых и держал её в заточении на уединённом острове. Здесь она вскоре была убита (весна 535 года), несмотря на протесты византийского посла Петра Патрикия. Воцарение Теодахада и умерщвление горячей сторонницы римлян Амаласунты было делом ариано-готской партии.
Начало войны с Византией
Император Юстиниан I немедленно выступил мстителем за убитую и объявил остготам войну, тянувшуюся, с небольшими перерывами, 20 лет и закончившуюся падением Остготского королевства. Главнокомандующий в Иллирике стратег Мунд, который после смерти Теодориха перешёл на сторону Империи, должен был начать военные действия в Далмации, где были слабые готские гарнизоны, не представившие упорного сопротивления. До конца 535 года он занял всю провинцию вместе с главным городом — Салонами (совр. Сплит). Точно так же легко сдалась Сицилия, где византийским отрядом предводительствовал Велисарий, нашедший почти везде приверженцев императора. Отряды римских ополчений Сицилии открывали ворота городов, так что даже Сиракузы, резиденция готского комита, капитулировала не оказав никакого сопротивления. Лишь гарнизон Палермо сдался не сразу. Мощные городские укрепления, однако не прикрывали гавань, поэтому флот Велизария смог зайти в неё и стать на якорь. После этого в шлюпки кораблей погрузили лучников и подняли эти шлюпки на мачты. На готский гарнизон обрушился град стрел, и тот был вынужден капитулировать. Сицилия была обращена в византийскую провинцию. Легкий переход Сицилии под власть императора был тяжким ударом для готского правительства, потому что с потерей этого острова Рим стал чувствовать стеснение в доставке продовольствия, а император получил надежный опорный пункт для своих дальнейших против Италии предприятий. Те же Сардиния и Корсика были снова присоединены к Византии. Римское население и сенат далеко не были расположены к Теодахаду. Желая сохранить в городе влияние, Теодахад поставил в нём гарнизон, и посылал в Рим укорительные письма.
Переговоры о мире
Успех Велисария в Сицилии, который в скорости завоевал весь остров, и готов уже был высадиться в Италию, заставил Теодахада согласиться на самые тяжкие жертвы. Он обещал послу Юстиниана ритору Петру Патрикию отказаться от притязаний на Сицилию, платить подать, доставлять Империи вспомогательный отряд в 3000 готов — словом, он готов был поставить себя в положение самого обыкновенного предводителя федератов, отказавшись от королевской власти. Тайно от готов он согласился даже жить частным человеком, уступив Юстиниану всю Италию, если ему дана будет пожизненная пенсия в 200 фунтов золота.
Петр возвратился в Италию с поручением оформить соглашение с королём и указать ему удел, где он мог бы проводить жизнь, но нашёл его весьма несговорчивым и совершенно переменившим свой взгляд на дело. Это объяснялось тем, что Империя потерпела тогда две неожиданные неприятности: в Далмации императорский полководец Мунд потерпел поражение от готов и пал на поле боя вместе с сыном, а остатки его войска покинули страну; в Африке, в Карфагене вспыхнуло восстание императорских войск, которое побудило Велисария оставить Сицилию и поспешить в африканские владения. Это внушило Теодахаду несбыточные надежды, и он позволил себе не только свысока обращаться с посольством, но и заключить Петра под стражу, который после этого провёл в готском заточении четыре года. Таким неосторожным поступком он совершенно испортил своё положение. Теодахад первым из италийских королей приказал чеканить на монетах своё изображение, а не императора.
