Поделиться:

Жанна де Ламотт, клейменая графиня

Жанна де Ламотт (сама Жанна предпочитала более яркое «Валуа») родилась в семье одного из прямых, но обедневших потомков Валуа, чей род не уступал в древности и «голубизне» крови самим Бурбонам. Правда, по другим сведениям Жанна была внебрачной дочерью Генриха, родного брата Людовика VI, одного из самых несчастливых французских монархов.

Как бы там ни было, доподлинно известно одно: Жанна воспитывалась при монастыре, откуда в совсем юном возрасте сбежала с одним из поклонников – графом де Ламотт. Правда, это имя, как и Жаннино «Валуа», де Ламотт взял самостоятельно. Бывший жандармский офицер, совершенно беспринципный и жестокий человек, де Ламотт вполне подходил Жанне. Он был ее самым верным напарником во всех аферах. По крайней мере, до тех пор, пока Жанна не начала свою парижскую карьеру.

В 178о году парочка переехала в столицу. Именно тут Жанна познакомилась с кардиналом Страсбургским, Луи де Роганом, одним из самых знатных аристократов на ее пути. В это время Роган был послом Франции в Австрии. Кардинал устраивал балы и охоты, любил стрелковые состязания и настолько не принимал всерьез собственный духовный сан, что императрица Австрии Мария-Терезия практически отстранила его от своего двора. А так как женой французского короля Людовика XVI была ее дочь Мария-Антуанетта, то бедный Роган внезапно понял, что место первого министра Франции, которое он уже видел во снах, ему тоже не светит. Доступ к французскому двору и королю был закрыт. Именно на этой больной мозоли кардинала и сыграла Жанна де Ламотт.

Жанне удалось узнать, что самые известные тогда поставщики королевских драгоценностей - ювелиры Бассанж и Бомер - убеждают королеву выкупить ожерелье, изготовленное ими для мадам Дюбарри. Смерть Людовика XV оставила фаворитку без этого дорогостоящего украшения, и оно мертвым грузом повисло на финансах ювелиров. Мария-Антуанетта отказалась от украшения, заявив, что ей ни к чему «носить на шее военный линейный корабль» (а именно столько и стоило ожерелье). Королева предпочитала разумность – поэтому Франция, которая на этот момент вела войну с Англией, получила корабль.

Отказ королевы стал знаком для Жанны: пора действовать. Для начала мошенница убедила Рогана в том, что является доверенным лицом и близкой подругой королевы (чего, естественно, не было и в помине). В этом ей помог один из любовников, Рето де Вильет. Отличный специалист по подделке документов, он изготовил для Жанны несколько поддельных писем Марии-Антуанетты, которые были адресованы Жанне и написаны самым дружеским (если не сказать больше) тоном. При виде этих писем кардинал доверился аферистке настолько, что беспрекословно отдавал ей деньги, будто бы предназначенные на помощь Марии-Антуанетте. Более того – под представленную Жанной «расписку королевы» Роган взял у ювелиров то самое ожерелье и лично отдал его в руки Жанны, пребывая в полной уверенности, что делает это по тайной просьбе королевы. Получив такой куш, мошенница не стала медлить – и отправилась восвояси (в свой родной Бар-сюр-Об). Ей давно хотелось покрасоваться перед тамошним светом, который презрительно называл ее «нищенкой Валуа». Ожерелье стоило дорого – и Жанна привезла в поместье множество дорогих и красивых вещей.

Тем временем, в Версале с письмом от Рогана  появился ювелир Бомер. Кардинал не выдержал своего «триумфа» и написал Марии-Антуанетте письмо, в котором выражал радость по поводу владения королевой «самым прекрасным ожерельем в мире». Ювелир просто передал письмо – и оттого уже не видел, как королева прочитала непонятные для нее строки, пожала плечами и бросила послание Рогана в камин. А срок первого платежа приближался…

Неизвестно, чем закончилась бы эта история, если бы Жанна не рассказала кардиналу о своем обмане. Скорее всего, она не видела в этом рассказе никакой опасности и надеялась, что Роган не станет поднимать шум: кому же захочется, чтобы его выставили таким глупцом?! Однако история дошла до ушей королевы – и кардинал был арестован. Бедного Рогана даже не выслушали – сыграла роль и личная неприязнь к нему Марии-Антуанетты.

Узнав об аресте, де Ламотт сожгла поддельные письма королевы и все компрометирующие документы – и не зря. Вскоре аферистку взяли под стражу. Жанна попыталась свалить вину на Рогана и известного тогда мага Калиостро – но напрасно: наружу выплыла правда с поддельными письмами королевы, и Рогана с Калиостро оправдали. Любовник Жанны Вильет был изгнан из страны, а приговор самой де Ламотт был краток и жесток: подвергнуть мошенницу публичному сечению, после чего заклеймить ее буквой «V» (от «voleuse» – воровка). В июне 1786 года приговор привели в исполнение, а Жанну отправили в тюрьму. Несколько дней спустя кто-то из оставшихся на воле сообщников открыл для нее двери тюрьмы.

Жанна вышла на свободу, но в ее сердце поселилось страстное желание реванша. Теперь она могла играть роль невинно осужденной жертвы политических королевских игр, а война между Францией и Англией открывала для этого широкие возможности. Как только Жанна де Ламотт появилась в Лондоне, ей предложили солидный аванс за порочащие Марию-Антуанетту материалы. Жанна соглашается, но пишет в Париж. Уже через несколько дней после получения ее письма королева посылает свою фаворитку Полиньяк выкупить молчание Жанны. Двести тысяч ливров – вот в какую цену королевский двор, под которым уже шатался трон (через два года произошла Великая Французская революция), оценил молчание и честность мошенницы. И прогадал: вторично обманув двор, Жанна взяла деньги и тут же издала свои «мемуары». Причем это было сделано трижды – хотя и с разными, все более и более сенсационными, заголовками. Все, чего хотелось падкой на скандалы и сплетни публике, Жанна собрала в одной книге. Конечно, бедная де Ламотт была предана, судебный процесс в парламенте был сплошным фарсом, а колье было и правда заказано французской королевой… Что касается самой Жанны – то она воплощенная невинность, которая пыталась спасти королевскую честь, и лишь потому призналась Рогану. При этом близость с королевой и то, почему о ней до сих пор никто не знал, объяснялась просто: альковными утехами. Когда скандал затих, Жанна уехала из Европы, чтобы больше никогда не подвергать опасности свою жизнь – уж очень многих влиятельных врагов оставляла она за спиной.

История французской мошенницы выплыла… в России. Под вымышленной фамилией де Гаше Жанна объявилась в Петербурге. Она сторонилась бывших соотечественников, а когда в Петербурге появился привлеченный слухами Рето де Вильет, упала в обморок. По столице поползли невероятные слухи. Говорили о том, что Жанна прячется от правосудия, что она убила человека, а в подвалах ее дома таятся несметные сокровища. Эти слухи настолько заинтересовали Александра I, что он пригласил француженку на аудиенцию. Неизвестно, о чем российский монарх говорил с ней, но после этого разговора Жанна быстро уехала в Крым, где еще двадцать лет жила в одном из имений Старого Крыма. По крайней мере, упоминание имени Жанны де Гаше встречается не только в крымских путеводителях, но и в мемуарах ее соседей – в частности, графа Густава Олизара, проживавшего недалеко от поместья Артек.

Душеприказчик де Гаше-Валуа описывает ее как среднего роста пожилую женщину с умным и приятным лицом. В 1826 году Жанна скончалась, и хотя в завещании покойная просила не омывать ее тело, это было сделано. Под надетой на голое тело кожаной жилеткой хорошо выделялась латинская буква «V».

Когда об этом сообщили в Петербург, оттуда пришло распоряжение найти и переслать в столицу принадлежащую Жанне де Гаше синюю шкатулку. И хотя она была найдена, содержимого в ней уже не оказалось. А графиню похоронили около Эльбузлы. И хотя на ее могиле стоял памятник, украшенный лилией Бурбонов, со временем плита исчезла, и могила затерялась.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора