Поделиться:

Первая иудейская война: взятие и уничтожение Иерусалима

С 63 года до н.э. Палестина была провинцией Римской империи со всеми вытекающими – прокураторским управлением, жестокими налогами и произволом чиновников. Более ста двадцати лет иудеи терпели притеснения Рима, пока не вспыхнуло восстание, впоследствии названное Иосифом Флавием (военачальником и историком того времени) Иудейской войной.

Беспорядки охватили всю территорию Палестины и соседних областей Сирии и Египта. В городах убивали прямо на улицах, дороги стали небезопасными, и Цестий Галл, римский наместник в Сирии, двинул свои легионы на Иерусалим, дабы восстановить порядок и подавить мятеж в самом его сердце. Однако римляне столкнулись с ожесточенным сопротивлением и отступили, понеся тяжелые потери. Цестия Галла сменил присланный из Рима военачальник Веспасиан. Под его руководством подавление восстания пошло гораздо успешнее и были взяты несколько городов. Веспасиан уже готовил войска к походу на Иерусалим, но 20 декабря 69 года сенат провозгласил его девятым императором Рима, отозвав из Иудеи. Войска новый император передал своему сыну Титу Флавию, не только опытному полководцу, но и великолепному инженеру. Вместе с войсками Тит получил приказ взять Иерусалим.

В середине весны 70 года римские легионы подошли к Иерусалиму и принялись строить укрепленные лагеря. Четыре легиона Тит разделил на три части и повелел трети воинов заниматься строительством, трети – прикрывать от возможных вылазок противника из города, а остальным воинам – отдыхать. Общая численность войск римлян в сумме с сирийскими лучниками и легкими пехотинцами достигала шестидесяти тысяч человек. При этом всю пехоту Тит Флавий разместил между лагерями.

В те времена Иерусалим представлял собой одну из мощнейших крепостей. Три ряда стен опоясывали город, а внутри прорвавшегося противника встретили бы практически неприступные крепости – замок Антония и Иерусалимский храм (Храм Ирода). Внутри города находилось более миллиона людей ( по мнениям некоторых историков – едва ли не на половину меньше), а стены защищали двадцать четыре тысячи хорошо обученных воинов. Квадратные башни вмещали в себя сорок камнеметов и триста машин, метающих копья.

Построив три лагеря всего в полутора километрах от стен Иерусалима, римляне приступили к планомерному обстрелу города громадными глыбами камня. Перед укладкой в метательные машины камни окрашивали в темный цвет, чтобы защитники города не видели несущиеся к ним огромные глыбы. Одновременно начались строительные работы по возведению четырех насыпей для продвижения осадных башен, снабженных мощными таранами.

По свидетельству очевидцев, длина таранных бревен составляла от пятнадцати до двадцати одного метра, а «баран» (оголовник тарана) изготавливался из железа и имел огромную массу. В движение эти громадные орудия разрушения приводили от пятисот до семисот воинов. Все тараны имела собственные имена, а самый большой римляне называли «Никоном» («победоносцем»). Тит Флавий приказал каждый слой земли насыпи, укрепленной бревнами, укрывать сырыми кожами и почти постоянно поливать водой. Эта хитрость не позволяла защитникам Иерусалима поджечь конструкции и разрушить их.

Когда осадные башни достигли стен города, защитники Иерусалима  попытались воспрепятствовать действию таранов при помощи кожаных мешков, набитых шерстью. Их опускали вниз на веревках, но спасало это ненадолго – стены от ударов железных «баранов» медленно, но верно разрушались. На пятнадцатый день осады «Никон» проломил отверстие во внешней стене Иерусалима, и римляне хлынули в пролом. Однако иудеи не собирались уступать Нижний город без боя – и каждый дом стал маленькой крепостью. Безуспешная схватка закончилась отступлением римлян, и, прикрывая отход своих частей, Тит с небольшой группой воинов проявил чудеса храбрости.

За ночь защитники успели заделать пролом, но для огромной стенобитной машины это препятствием не стало. Римляне вновь вошли за первую стену города, разместили в южной части гарнизон и сумели захватить северную часть второй стены. Началась подготовка к штурму последней стены, защищавшей город.

Главной задачей римских войск Тит считал взятие замка Антония. Эта цитадель господствовала над городом, и римляне затратили семнадцать дней на проведение осадных работ. Одновременно Тит послал парламентером Иосифа Флавия с предложением капитуляции, мира и возможности всем жителям города покинуть его, но получил отказ.

Еще до того, как римляне закончили работы по возведению четырех насыпей для подвода стенобитных машин, иудеи успели проложить подземный ход прямо под одну из насыпей, укрепили его деревянными столбами, а затем набили дровами, облили дрова смолой и маслом и подожгли. Когда столбы сгорели, грунт просел, и одна из штурмовых башен римлян рухнула в образовавшийся провал – к полному восторгу защитников Иерусалима. Однако римляне немедленно начали восстановление вала. Через два дня иудеи сделали довольно успешную вылазку, повредили оставшиеся осадные орудия и с боем прорвались к одному из римских лагерей – лишь здесь их остановили и отбросили назад.

Своим солдатам Тит приказал построить стену длиной десять километров. Постоянно охраняемое укрепление полностью отрезало иудеев от внешнего мира, и в городе начался голод. Тит распорядился убивать всех людей, движущихся как в город, так и из него, а трупы сбрасывать на внешнюю стену для устрашения горожан. Восстановив вал, римляне загнали на него стенобитную машину и пробили стену. Правда, к этому времени защитники успели возвести внутри еще одну, но и она не выдержала напора тарана.

Захватить замок Антония римлянам помогла не планомерная осада, а военная хитрость. 5 июля перед рассветом двадцать два легионера и трубач пробрались через развалины стены внутрь цитадели, вырезали спящую стражу и заняли стену. Услышав римский сигнал к атаке над своей головой, защитники бросились от стен, а воины Тита атаковали. Иудеи отступили в Иерусалимский храм – мощное сооружение из огромных глыб мрамора, которое римляне первым штурмом взять не смогли. Мало того – иудеи на короткое время даже отбросили римлян под стены замка Антония.

Для того чтобы расчистить путь к храму, Тит приказал разрушить замок Антония. Однако и после этого храм взять не удалось. Тогда римляне по приказу своего командующего обложили ворота храма вязанками хвороста и дровами и подожгли. Ворота сгорели, и в Иерусалимском храме начался пожар. Кроме защитников, в боковой галерее храма укрывалось более пяти тысяч женщин и детей – все они задохнулись в дыму. Храм был разграблен и уничтожен полностью, а римляне принялись штурмовать Сион – Верхний город.

Римляне возвели вокруг Сиона вал, установили на него проверенные тараны  и начали разрушать стены. Когда легионы ворвались в Верхний город, иудеи попытались бежать через подземные ходы, но внешнее осадное укрепление, возведенное по приказу Тита Флавия, не позволило им уйти.

По свидетельству Иосифа Флавия, уничтожение Иерусалима унесло жизни более чем миллиона его жителей, а почти сто тысяч были взяты в плен. Город разграбили и разрушили до основания, а пленных продали в рабство. Часть иудеев отправили в метрополию, где они окончили свою жизнь на гладиаторских аренах.

Взятие Иерусалима было отмечено большими празднествами, а в честь этого события в Риме установили Триумфальную арку Тита. Однако эта победа не прекратила сопротивления иудеев: восстание продолжалось еще три года, пока римляне не взяли последнюю крепость иудеев – Масаду.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора