Поделиться:

Гастингское сражение 1066 года

В середине V века римские войска покинули Британию, и на освободившееся место пришли англосаксы. Их племена образовали несколько королевств, и довольно на большой срок в Британии воцарился мир. Основные проблемы у английских королей того времени были с северо-европейскими государствами, желавшими урвать себе кусок пожирнее. Но это относительное спокойствие длиться вечно, естественно, не могло.

5 января 1066 года умер английский король Эдуард по прозвищу Исповедник. Прямых наследников он не оставил, и на престол взошел Гарольд Годвинсон, брат овдовевшей королевы Эдиты. Первым делом новый король изгнал со своих земель собственного брата Тостига, что впоследствии сыграло едва ли не роковую роль. Но главная проблема заключалась в том, что еще при жизни король Эдуард завещал передать свою корону нормандскому герцогу Вильгельму II. Плюс ко всему и Гарольд, ставший королем, успел побывать в плену у Вильгельма, где сидел, пока не поклялся в верности герцогу и не пообещал ему помощь в занятии престола Англии. Получалось, что по всем статьям Гарольд занял законное место норманна Вильгельма.

Для начала Вильгельм послал к Гарольду посольство, но новоиспеченный король ответил на выдвинутые претензии весьма дерзко, и Нормандия начала готовиться к войне. К подготовке похода герцог отнесся очень основательно. Он объявил, что примет в свою армию любого, даже безродного рыцаря, а кроме того, отправил послов в Рим и получил благословение римского папы. В ответ на богатые подарки папа переслал Вильгельму новое боевое знамя. Так что проблем с католической церковью не предвиделось, и церковники даже пообещали герцогу денежную помощь.

Под знаменем Вильгельма Нормандского собралось, по разным оценкам историков, от семи до десяти тысяч воинов. Земледельцы продали войску со значительной скидкой продовольствие, купцы на таких же условиях снабдили нужными товарами, и уже к концу лета 1066 года устье реки Дивы было буквально забито парусными судами. Кроме четырехсот крупных кораблей, здесь же находилось около тысячи меньших, но способных перевозить даже лошадей. Для того чтобы начать кампанию, не хватало только попутного ветра – и ждать его пришлось до конца сентября, что плохо сказалось на настроении солдат.

Герцог решил использовать в своих интересах веру. Он приказал доставить мощи святого Валерия, и церковная служба с такой поддержкой ободрила войско. К тому же, в ночь после службы в небе очень удачно объявилась комета с длинным светящимся шлейфом. Разумеется, явление кометы воины Вильгельма расценили как добрый божественный знак, зато в Англии эта же комета вызвала уныние и была воспринята пророчицей кровавых событий.

На следующий день, 27 сентября, войско герцога Нормандского погрузилось на корабли и отправилось восстанавливать справедливость. В это время король Гарольд, к его несчастью, был очень занят – обиженный брат, изгнанный из Англии, договорился с викингами и привел их на английскую землю. Гарольду удалось разбить викингов, но о высадке норманнов под Гастингсом король узнал лишь через неделю. За это время войско Вильгельма успело возвести на берегу пару небольших крепостей для хранения продовольствия, отдохнуть и отлично подготовиться к битве.

Англичане двинулись на встречу с норманнами ускоренным маршем и 13 октября заняли вершины холмов, немедленно приступив к строительству оборонительных сооружений. Вдоль линии холмов был насыпан вал, увенчанный плетеным из веток забором. И когда на рассвете 14 октября Вильгельм двинул своих воинов к холмам, оказалось, что даже мощные луки и арбалеты не способны причинить вреда укрывшимся за валом англосаксам.

Свою армию герцог Нормандский разделил на три части. Правое крыло, расположенное на северо-востоке, состояло из французов и фламандцев. Рыцарей-нормандцев Вильгельм разместил в середине, а в левом крыле оказались бретонцы. Как обычно, впереди находились лучники и арбалетчики – около тысячи человек. Вторая линия состояла из четырех тысяч пехотинцев, облаченных в кольчуги и вооруженных мечами, дротиками и копьями. В третьей линии были собраны рыцари в тяжелых доспехах.  Надо отметить, что Вильгельму при помощи обещаний высокой оплаты удалось собрать довольно значительное количество рыцарей. Считается, что в этой армии их было от двух до двух с половиной тысяч.

Среди англичан, оборонявших холмы, насчитывалось двух тысяч хускерлов, вооруженных топорами и мечами, и порядка шести тысяч легковооруженных воинов. Казалось бы, количество воинов примерно равное с той и с другой стороны, но у англичан лишь малая часть бойцов была прикрыта хотя бы кожаной броней, а некоторые легкие пехотинцы вообще вооружены каменными топорами.

Тем не менее, первый приступ защитники холмов отбили с легкостью. Норманнские стрелы, увязнув в плетнях, не причинили никакого ущерба, а штурмующие были вынуждены подниматься по склону холма, что давало определенные преимущества англичанам. Наблюдая эту неудачу, герцог Нормандский нашел весьма простое решение. Он приказал лучникам разбиться на несколько мелких отрядов, подойти к холмам как можно ближе и стрелять не прицельно по валу и плетню, а навесом, чтобы стрелы падали на головы англичан сверху. Такой подход мгновенно дал результат – англичане понесли большие потери.

Но взять укрепления норманнскому войску так и не удалось, и герцог применил старый, как мир, фокус. Отправив в атаку вторую линию пехоты, он приказал дойти до самого вала, а затем медленно отступить. Вильгельм рассчитывал выманить англосаксов с холмов на равнину – и не ошибся. Увлеченные контратакой воины Гарольда спустились с холмов и опомнились лишь тогда, когда их фланги атаковала конница, а по фронту появились тяжеловооруженные рыцари. Англичане начали беспорядочное отступление, но, поднявшись на холмы, обнаружили в своих укреплениях все тех же норманнов.

Началось кровавое побоище. Этим словом, кстати, до сих пор называют местность на холмах – ведь в 1066 году норманны до полудня следующего дня вылавливали и убивали англосаксов. Погиб в этом сражении и король Гарольд, а Эдгар Этелинг, которого спешно возвели на престол в Лондоне, в конце концов решил покориться Вильгельму Нормандскому. Вместе со столь недолго правившим последним королем англосаксов у ворот Лондона Вильгельма встретила столичная знать, вручив завоевателю ключи от города. Вероятно, это решение было верным – ведь герцог дал слово, что, осадив Лондон, дождется, пока от голода в нем не умрут все жители.

В церковный праздник Рождества Христова на голову герцога Нормандского была возложена английская корона. Всю подвластную ему теперь территорию новый король английский Вильгельм I Завоеватель разделил на несколько сотен участков, раздав их нормандским баронам и пожелавшим осесть в Англии воинам. Вассалы обязаны были платить денежную подать и нести при необходимости военную службу. Именно те, кто получил наделы, и стали ядром будущей английской аристократии.

Поход герцога Вильгельма в Англию и его победа при Гастингсе, вне сомнений, привели к кардинальному изменению хода истории. В результате этого завоевания погибло древнее государство англосаксов и возникла феодальная централизованная монархия с мощной королевской властью. Кроме того, в Англию проникла европейская рыцарская культура и вассально-ленная система. Страна получила столь мощный политический, экономический и культурный толчок, что в короткое время стала одной из самых сильных европейских держав.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора