Поделиться:

Призрак Оперы

В 1910 году увидел свет роман Гастона Леру – «Призрак Оперы». Эта книга мгновенно превратилась в бестселлер и удерживает внимание читателей до сих пор. По роману сняты фильмы, созданы сценические постановки и мюзиклы. Однако Гастон Леру явно сгустил краски, приписав Призраку Оперы деяния, которых тот не совершал, да к тому же превратил привидение в живого человека. Но мистика мистикой, а в основе книги лежит вполне исторический факт.

За два года до появления бестселлера Леру в парижском театре «Гранд-опера» проводили ремонтные работы, причем основное их направление касалось не интерьера, а фундамента знаменитого театра. Рабочие прекрасно знали, с чем столкнутся –  ведь при строительстве по чертежам талантливейшего архитектора Гарнье подвалы театра насчитывали несколько уровней, и к тому же в них стояли гигантские машины, управляющие подъемом декораций. Привод к этим машинам Гарнье сделал гидравлический, используя силу воды Сены, протекающей неподалеку. К тому же ходили слухи, что подвал в нескольких местах соединяется со знаменитыми катакомбами, раскинувшимися в несколько ярусов под всем Парижем.

Рабочие занимались больше уборкой мусора и демонтажем уже ненужных механизмов, когда неожиданно наткнулись на стенную кладку, значительно отличающуюся по материалу от других. О находке доложили месье Габиону, служившему в то время администратором Гранд-оперы. Габион приказал сломать подозрительную стену, о чем впоследствии очень сожалел – в нише был обнаружен человеческий скелет.

Расстроенный администратор театра сразу же сообразил, какой удар страшная находка может нанести репутации театра. К тому же, от газетчиков можно ожидать чего угодно, вплоть до сообщений, что подвалы Гранд-оперы буквально нашпигованы трупами, и вполне возможно, эти трупы принадлежат актерам, а то и зрителям… Еще более месье Габиона расстраивало то, что до пенсии ему оставалось лишь полгода, а уйти хотелось с почетом и приличным вознаграждением.

После столь печального известия директор театра обратился к знакомому журналисту, хотя администратор настаивал на восстановлении стенки и полному забвению произошедшего. Но директор решил нанести по газетам встречный удар, добившись, чтобы печальная находка трактовалась не во вред, а на пользу театру. Единственным журналистом, который нанес визит найденному скелету, стал Гастон Леру. И это был правильный выбор: в свое время Леру окончил юридический факультет и слыл исключительно осторожным и деликатным газетчиком, никогда не гонявшимся за сенсациями.

Администратор продемонстрировал Леру нишу со скелетом, припорошенным пылью, и отошел в сторонку. Взяв фонарь, журналист с интересом начал изучать останки и вдруг потрясенно замер, оценив жуткую деформацию черепа. Она была явно прижизненной, и, по-видимому, несчастный выглядел при жизни совершенным уродом. Кроме того, Леру заметил на мизинце у скелета кольцо. При внимательном осмотре оказалось, что кольцо явно женское. Позднее это подтвердили ювелиры, как и тот факт, что изготовлено кольцо в середине XIX века.

Директор театра не ошибся – статья Гастона Леру была столь хитро сбалансирована, что направила и других газетчиков на поиск владелицы кольца, а сама находка скелета великолепно сочеталась с историей Призрака Оперы, которую Леру узнал, разговорив рабочих, трудившихся на строительстве. Разумеется, в своей книге он изложил куда более романтическую и зловещую версию этой истории.

В театре же рассказывали, что настоящим Призраком Оперы является один из архитекторов, принимавших участие в постройке театра. На строительстве этот человек работал сначала каменщиком, а затем выяснилось, что он очень искусен в архитектуре. Он вынужден был носить маску из-за своего врожденного уродства, чтобы люди в ужасе не шарахались от него.

По слухам, местом его рождения была деревушка в отдаленной французской провинции. Девушка, нагулявшая ребенка на стороне, до последнего скрывала свою беременность и утягивала живот жестким корсетом. Возможно, по этой причине голова ребенка и деформировалась столь ужасно в утробе матери. Родив, девица продала уродца цыганам в качестве диковинки, на которой можно заработать деньги. Уже юношей он бежал из табора и ухитрился обучиться архитектуре – по крайней мере, обладал весьма специфическими знаниями, вроде бы полученными где-то на Востоке.

По окончании строительства мастер с жутким лицом остался жить при театре и занялся техническим обслуживанием здания. Талантливый, но уродливый архитектор безнадежно влюбился в артистку по фамилии Даэ. Красотке, конечно же, не было до него дела – куда больше она интересовалась подарками от богатого покровителя. Архитектор мучился неразделенным чувством долго, но в конце концов пошел на отчаянный шаг – похитил возлюбленную и две недели продержал в подземельях театра. Возможно, он рассчитывал, что, увидев всю глубину и почтительность его любви, Даэ проникнется к нему хотя бы сочувствием, но явно просчитался.

Что произошло в подземелье, актриса позднее описывать отказалась. Но несчастный отпустил ее добровольно, не причинив никакого вреда. А сам исчез навсегда. Вполне возможно, что он сам замуровал себя в нише, выбрав такой изощренный способ самоубийства.

Как бы то ни было, а именно с тех пор в коридорах Гранд-оперы начал бродить призрак в белой маске – вовсе не мифический злодей, а одно из самых безобидных в Париже привидений. Он не стонал, не хохотал, а лишь позволял себе иногда останавливаться напротив выбранной им молодой девушки, а затем растворялся в воздухе. Считают, что таким образом Призрак Оперы показывал, что девушка только что прошла, не заметив, мимо большой бескорыстной любви.

Другой привычкой знаменитого призрака стало посещение ложи № 5 во время спектаклей. Десятки свидетелей готовы поклясться на Библии, что видели Призрака Оперы именно в этой ложе. Кстати, купить билет в пятую ложу и сейчас практически невозможно. Работники театра мотивируют отказ то ремонтом, то техническим использованием ложи, то ее арендой особыми гостями или друзьями директора.

Связывают с Призраком Оперы и трогательный обычай. Юные и романтично настроенные барышни, желающие встретить настоящую любовь, платят небольшую мзду служителю и возлагают красную розу на ажурную решетку вентиляционного люка, ведущего в обитель Призрака – подземелья Гранд-оперы.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора