Поделиться:

Шестнадцатое апреля – затопление транспорта «Гойя»

Шестнадцатое апреля – день, интересный во всех отношениях. Так, в этот день, в 1705 году  британская королева (тогда еще не Елизавета, а Анна, конечно) произвела в рыцари знаменитого Исаака Ньютона, законы которого знает, наверное, каждый школьник. Шестнадцатого апреля стартовал очередной «Аполлон» - тот самый, который приземлился на поверхность Луны. Командиром этого «Аполлона» был астронавт Джон Янг. В этот день, в 1889 году родился самый известный в мире комик Чарли Чаплин…

Но самым, наверное, запоминающимся в истории событием стало затопление советской подводной лодкой «Л – 3» немецкого транспортного корабля «Гойя». В катастрофе погибло более шести тысяч человек, что сделало ее одной из самых страшных морских катастроф.

Этот боевой поход принес командиру субмарины Владимиру Коновалову звание Героя Советского Союза. Начался он в марте последнего для войны 1945 года. Советские субмарины «Л – 3» экипировались не только торпедами, но и минами, используясь и как минные заградители.

Вечером 28 марта субмарина подошла к маяку Хоборг. Там команда работала над починкой вышедших из строя гирокомпасов. Через неделю Коновалов привел «Л – 3» в Данцигскую бухту – для того, чтобы разобраться в обстановке и выбрать цель для торпедной атаки. На тот момент согласно приказу адмирала Германии Карла Деница все морские суда крупного тоннажа нужно было использовать для эвакуации гражданских лиц и остатков армии из Восточной Пруссии. Однако так как Пиллау (сейчас Балтийск) не был приспособлен под прием таких судов, основным пунктом для эвакуации стал Гетенхафен. Именно туда стекались тысячи беженцев и раненых. Понять беженцев было можно: напуганные геббельсовской антисоветской пропагандой, под ощутимый гул российских танков, они были готовы бежать хоть вплавь.

Первый транспорт с беженцами потопил Александр Маринеско, отправив на дно Балтики более пяти тысяч фашистов. Следующей целью стал совершенно неприспособленный для перевозки людей «Гойя».

На воду этот огромный 131-метровый корабль был спущен пять лет назад, со стапелей Осло  – всего за четыре дня до вторжения немцев в Норвегию. После оккупации немцы реквизировали корабль. И сейчас его на скорую руку приспосабливали для людей. Предполагалось, что на борту транспорта окажется полторы тысячи солдат (остатки 4-ой танковой дивизии Германии),  четыре сотни раненых и около пяти тысяч беженцев. Посадка проходила нервно. Кроме того, на порт совершили налет советские бомбардировщики, из-за чего одна из авиабомб пробила носовую часть «Гойи». Несмотря на пробоину, судно вышло в море. На тот момент согласно документам на борту «Гойи» было более 7200 человек (из которых 2 тысячи раненых). В составе конвоя из трех кораблей и двух минных тральщиков он двинулся в Копенгаген.

Когда в сумерках конвой обошел полуостров Хель, его увидели с «Л – 3». В 12 часов ночи «Гойя» получил в левый борт две торпеды. В документах штурмана субмарины было записано: «Начали торпедную атаку. Двумя торпедами был потоплен транспорт водоизмещением примерно 12 тысяч тонн. Два с половиной часа нас преследовали корабли конвоя – сбросили две глубинные бомбы, стопорили ход и выслушивали. В 4 утра мы всплыли на поверхность и провентилировали отсеки. Через час «Л – 3» снова погрузилась на двадцатиметровую глубину».

В это же время выживший той страшной катастрофе Ханс Шойфлер (начсвязи четвертой танковой дивизии) вспоминает: «От двух оглушительных взрывов теплоход качнуло в сторону, затем начала оседать корма. Погас свет – и в темноте было слышно, как через огромную пробоину внутрь «Гойи» с ревом устремляется поток воды».

Люди в панике метались по палубе и прыгали за борт. Транспорт вез две тысячи раненых – но при взрыве раненными оказались еще несколько сотен человек, в том числе и мирные беженцы. Если вспомнить, что на «Титанике» было в разы меньше людей, то масштаб катастрофы выглядит просто ужасающе.

Из трюмов и нижней палубы люди пытались добраться до трапов. Многие из них – в первую очередь дети – оказались сбитыми с ног и затоптанными толпой. Судно продолжало крениться назад, и меньше чем за час корма оказалась частично залита водой. Еще до того, как команда успела спустить за борт тонущего транспорта спасательные шлюпки, «Гойя»разломился надвое и начал быстро погружаться. В трюме и так смертельно раненного корабля прогремел взрыв, затем вырвался столб пламени – и обе части бывшего транспорта в считанные минуты ушли на дно. Самым страшным, по словам Шойфлера, было то, что немногие выжившие пассажиры какое-то время видели в воде силуэт подводной лодки, наблюдающей за крушением.

В страшной катастрофе из семи с лишним тысяч выжило всего 183 человека, среди которых – семеро немецких танкистов, сослуживцы Шойфлера. Остальные семь тысяч остались в списках войны как пропавшие без вести.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

юрий закабунин 2019-03-16 20:53:04

однако! в Лиепае,находился памятник- маринэску.

Андрей Сорочкин 2019-01-03 18:29:22

Коновалов ,в отличии от брехуна маринеско,не живописует атаку,которой не было.Всё кратенько -пульнул-потопил.Маладца и Героя на грудь-про правду забудь.

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора