Поделиться:

Героический павлин. Николай I

Несмотря на то, что Николай I своей подписью подтвердил формуляр о проверке и ремонте печей в столице, пожары были главным бичом и в Санкт-Петербурге, и в Москве. По большей части они происходили, как говорят, «от большого ума», – вот и Эрмитаж однажды вспыхнул по той же причине, и в огне погибли бесценные предметы искусства.

В начале декабря 1837 года в нескольких залах Зимней резиденции царей стал ощущаться запах дыма. Довольно быстро обнаружили причину этого безобразия: трещину в кирпичной кладке одной трубы. Желая ликвидировать аварию как можно быстрее, один из камер-лакеев заткнул щель скрученным мочалом, а затем приказал замазать это место глиной. Дым исчез к всеобщему удовлетворению. Однако вечером следующего дня мочало в трубе благополучно прогорело, тонкий слой глины отвалился, и пламя перекинулось на балку перекрытия. Залы заволокло дымом, в котором бессмысленно метались бестолковые лакеи.

В Фельдмаршальской зале в этот день стоял караул, возглавляемый лейб-гвардейцем корнетом Манделем. Он приказал лакеям и прочей прислуге бежать на улицу, но сам вместе с солдатами остался на месте караула. Для того чтобы его подчиненные не задохнулись в густом дыму, Мандель велел всем караульным лечь на пол, где дым не был столь густым. А вот сам корнет стал жертвой моды – прекрасно сшитые тесные лосины позволяли ему ходить строевым шагом, но даже простая попытка встать на колени превращалась в страшную пытку. Поэтому Мандель торчал в дыму столбом. Каким образом корнет не упал в обморок, надышавшись дымом, не знает никто. Но когда огонь начал гулять по перекрытиям над головой караула, Мандель, наконец, нашел нужным отдать приказ об отступлении. Из зала уходили в полном строю, и уже на выходе из дворца караул столкнулся с самим Николаем I.

– Ваше императорское величество! – отрапортовал Мандель. – Караул Фельдмаршальской залы в полном составе покинул пост в связи с невозможностью находиться на месте!

В этот момент начали рушиться перекрытия внутри дворца.

– Молодец, корнет, что вывел солдат! – похвалил император. – Ваш караул покинул дворец последним. И, к счастью, без потерь. Благодарю всех за службу!

– Служим Отечеству! – дружно рявкнули солдаты.

– Ваше императорское величество! – обратился к Николаю Павловичу корнет Мандель. – Разрешите обратиться!

– Обращайтесь, корнет.

– Не сочтите за дерзость, ваше императорское величество, но я прошу отпустить моих подчиненных в казарму для поправки здоровья. Солдаты сильно дымом надышались...

– Вы совершенно правы, – очень серьезно заявил император. – Офицер обязан заботиться о своих солдатах в любой обстановке, и ничего дерзкого в этом я не нахожу. Трое суток отдыха всему караулу! Да скажи, чтоб водки выпили – за упокой картин…

Заметив, что солдаты, одетые лишь в парадную форму, начали дрожать на морозе, император приказал:

– Караулу сесть в мою карету и отправиться в казармы!

– Ваше императорское величество! – смутился Мандель. – Разрешите мне отправиться пешком…

– Вам что, корнет, царская карета неудобна?

– Лосины… – пробормотал Мандель. – Я в них даже сесть не могу…

– В таком случае, – улыбнулся Николай I, – вот вам моя шуба, и идите пешком.

Глядя вслед корнету, закутавшемуся в императорскую шубу, Николай Павлович проговорил:

– Ну ей-богу, павлин… Но зато героический!

Читать: Николай I биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора