Поделиться:

Звонок архитектора. Игорь Иванович Фомин

В 1797 году по высочайшему указанию в столице Российской империи был снесен обветшавший Вольный Театр, стоявший на западной границе Марсового поля. Тридцать лет спустя на этом месте архитектор Доминико Адамини построил трехфасадный жилой дом, признанный современниками одним из самых лучших и красивых в то время. Дом этот сменил множество хозяев, а в 1916 году в здании разместился «Привал комедиантов» – знаменитый театр-кабаре, основанный Всеволодом Мейерхольдом и Алексеем Толстым. Сюда приходили Ахматова, Блок, Маяковский и многие другие известные писатели и поэты.

Во время войны дом Адамини ждали страшные испытания: во время блокады Ленинграда в него угодили две фугасные бомбы. Стены устояли, а вот все перекрытия частью обрушились, а частью сгорели в пожаре. К концу войны жизнь стала возвращаться в город, и замечательное здание восстановили. Одновременно в Ленсовете подписали документ, по которому квартиры в этом доме отдали представителям ленинградской интеллигенции. В частности здесь жили писатели Юрий Герман и Вера Панова, а также архитектор, занимавшийся восстановлением зданий – Игорь Иванович Фомин. Понятно, что собственную квартиру Фомин спроектировал на славу: просторный холл, три спальни, обширный кабинет – и все это в двух уровнях. Надо отметить, что и другие деятели культуры квартиры получили прекрасные, и позже такая удача вылилась в довольно неприятную историю.

Несколько высокопоставленных чиновников неожиданно решили, что дом Адамини слишком уж хорош для артистов, писателей и прочей интеллигенции. Быстро подготовили документ об исторической ценности здания и, соответственно, немедленного выселения из него жильцов. Однако терять столь удобное жилье никому не хотелось, и обитатели дома решили защищаться.

К самому Сталину жильцы обратиться не решились. Огромной властью в те времена обладал Лаврентий Павлович Берия, но и с ним встречаться было довольно рискованно, да и  дело он мог развернуть в любую сторону. Однако давить на Ленсовет необходимо было с самого высокого уровня, и Игорь Фомин отправился к Берии.

Прекрасно понимая, что от первой фразы, произнесенной при встрече со всесильным главой НКВД, может зависеть исход всего дела, Игорь Иванович всю дорогу ломал голову над тем, как начать разговор, но так ничего и не придумал. Три дня Фомину пришлось прожить в гостинице, пока его не пригласили к Берии, но именно один из этих дней волшебным образом помог архитектору. За обедом он познакомился с инженером из Томска, и тот, узнав о цели приезда Фомина в Москву, улыбнулся:

– А ведь я когда-то с Лаврентием Павловичем оканчивал строительное училище! Мы оба получили специальность «техник-архитектор». Но жизнь все по-своему расставила…

Вот эта случайная информация и подсказала Фомину, как начать разговор с Берией. Шагнув в кабинет, он протянул Лаврентию Павловичу руку и проникновенно заявил:

– Лаврентий Павлович! Я пришел за советом и помощью, как архитектор к архитектору!

Расчет оказался совершенно верным: Берия разулыбался, принялся вспоминать молодость, а узнав о проблеме Фомина, немедленно снял телефонную трубку:

– Председатель Ленсовета? У меня здесь архитектор Фомин. Он рассказывает странные вещи о доме Адамини. Что вы можете сказать по этому поводу?

Что ответил председатель Ленсовета, Игорь Фомин так и не узнал, а вот о выселении из дома вопрос больше не поднимался.

Читать: Игорь Иванович Фомин биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора