Поделиться:

Искусство будущего. Григорий Козинцев

Послереволюционное время в России многие искусствоведы именуют не иначе как «разврат в искусстве». Различных течений и загибов не миновал и Григорий Козинцев, будущий знаменитый советский режиссер. В 1922 году в Петрограде семнадцатилетний Козинцев вместе с двадцатилетним Леонидом Траубергом организовали «Фабрику эксцентрического актера» (коротко – ФЭКС). Слово «студия» юным Козинцеву и Траубергу казалось устаревшим и безнадежно банальным. Именуя свое детище «фабрикой», они приближались «к народу», заодно называя себя и своих актеров «машинистами искусства». Понятно, что свои грядущие спектакли «машинисты» воспринимали как нечто грубо напористое, скоростное, бьющее прямо в нервы зрителей своей откровенной утилитарностью. А иначе кто услышит актеров и увидит глубинный смысл постановки?

Первый спектакль «Фабрики эксцентрического актера» был представлен публике Петрограда в конце сентября того же года. Несмотря на странное оформление афиши, на спектакль «Женитьба» великого Гоголя билеты купили многие. А следовало бы приглядеться внимательнее – ведь на афише ясно значилось, что зрителю покажут «трюк в трех актах», объединяющий в себе мелодраму, фарс, оперетту и даже элементы цирка. А вот тот факт, что единственная репетиция спектакля состоялась лишь накануне премьеры, в афише, конечно, не указали. При этом актеры успели отрепетировать лишь первый акт. Вторы актом они занялись утром, а третий вообще прогнали в антракте.

Газеты в день после премьеры неприкрыто заявили, что восстань из гроба Николай Васильевич Гоголь и появись он на этой премьере, то удавился бы мэтр в первые же минуты спектакля. Хотя вряд ли в этой пьесе он узнал бы действующих лиц. Ведь там присутствовали «великий немой» Чарли Чаплин, лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, а в качестве женихов появлялись три робота: паровой из прошлого, современный электрический и продвинутый радиоактивный. Радиоактивный жених вообще на ногах не передвигался, а ездил по сцене на роликовых коньках и загибал такое, что хоть святых выноси… Его самая безобидная тирада звучала примерно так:

– Сегодняшний брак – безобразное безумие! Муж куда-то уехал, жена в страданиях! Я представляю новую силу – радий! Я действую на любом расстоянии! Подлинно современен лишь брак радиоактивный!

Остальные тирады действующих лиц еще в недавнем прошлом называли «непечатными».

Какое-то время зрители пытались воспринять смысл происходящего на сцене, но затем решили, что артисты попросту издеваются над ними. Естественно, начались выкрики, топот и требования вернуть деньги. И тут на сцену медленно и гордо вышел Козинцев. Зал на мгновение затих, а Козинцев широко улыбнулся и заявил:

– ФЭКС благодарит зрителей за столь правильное отношение к работе нашего коллектива! Но должен отметить, что все вы еще очень далеки от понимания истинного искусства будущего.

Юного гения неблагодарная публика освистала. Может быть, именно это позволило Козинцеву понять «истинное искусство будущего». По крайней мере, через несколько десятилетий он создал великолепные экранизации шекспировских «Короля Лира» и «Гамлета» – причем в абсолютно классическом стиле.

Читать: Григорий Козинцев биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора