Поделиться:

Ерундовые прожекты. Роберт Фултон

Американец Роберт Фултон, исключительно талантливый и самобытный изобретатель и инженер, увлекался механикой с детства. В двенадцать лет он заинтересовался паровыми двигателями, а еще через два года построил лодку, которая плыла с помощью колесного двигателя с ручным приводом. Став совершеннолетним, Фултон отправился в Англию, где изучал архитектуру и рисование, но своей первой страсти не изменил и продолжал чертить проекты будущих пароходов.

В 1793 году Фултон обратился со своими  планами к правительствам Англии и США, но пароход, существовавший пока только на бумаге, интереса ни у кого не вызвал. Обиженный изобретатель уехал во Францию, где создал модель подводной лодки, управлявшейся, правда, мускульной силой двоих матросов, но зато имевшей очень любопытное вооружение. Оно состояло из бочонка пороха, который надлежало прикрепить к днищу вражеского корабля и взорвать.

Успешно испытав модель в водах Гавра, Фултон отправился со своим проектом к самому Наполеону.

– Вы предлагаете мне тихоходную бочку с порохом против быстроходных фрегатов англичан? – возмутился Наполеон. – Что мне действительно позарез необходимо – так это быстроходные суда для переброски армии через Ла-Манш!

– Мое изобретение можно скрытно применить в ночное время для атаки портов и стоящих на рейдах кораблей, – пояснил Фултон. – А если вам нужна скорость, то у меня есть проект судна с паровым двигателем…

– Меня не интересуют подобные предложения! – отказался Наполеон. – Мне их предлагают десятками каждый день. Неделю назад один такой же изобретатель, как вы, заявил, что если надеть изобретенную им сбрую на дельфинов, то их стая доставит баржу с солдатами в Англию всего за полчаса. Спасибо, что не предложили посадить солдат прямо на дельфинов! Нет уж! Простите, но я не могу тратить время на ерундовые прожекты!

Получив отказ императора Франции, Фултон упал было духом, но тут наконец нашелся разумный человек, оценивший его проекты: американский дипломат Роберт Ливингстон. Он предложил Фултону заняться постройкой парохода, и изобретатель горячо взялся за дело. Через три года судно длиной в двадцать метров, оснащенное довольно слабым паровым двигателем, прошло испытание на Сене. Зрители и корреспонденты были потрясены результатами этих испытаний – против течения пароход Фултона двигался со скоростью в три узла! При этом, как отметили газеты, не было видно никаких гребцов.

Успех испытаний вдохновил и Фултона, и американское правительство. Изобретатель получил значительную сумму для заказа в известной компании «Болтон и Уатт» более мощного парового двигателя. В начале 1806 года заказ был выполнен и отправлен в Нью-Йорк, куда уже прибыл Фултон. Летом следующего года пароход Фултона прошел испытания, ознаменовав тем самым начало эры паровых судов.

Наполеон, к тому моменту уже провозгласивший себя императором Франции и крайне занятый государственными и военными делами, пропустил это событие мимо ушей. Первый раз в своей жизни он увидел пароход аж в 1815 году – по дороге в изгнание.

– Что это такое? – с удивлением спросил Наполеон.

Прослушав объяснение, он вспомнил и Фултона, и его предложение, и тяжело вздохнул:

– А ведь паровые суда могли принести мне весь мир! Значит, этот американец оказался дальновиднее меня…

К счастью для самолюбия низвергнутого императора, он так и не узнал, какую роль сыграют в мире подводные лодки…

Читать: Роберт Фултон биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора