Поделиться:

Мало запросил! Борис Михайлович Кустодиев

Великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев последние полтора десятилетия своей жизни страдал костным туберкулезом, а потому не вставал с инвалидного кресла. Так что свои знаменитые портреты выдающихся людей Кустодиев писал сидя, пользуясь специально приспособленным для этого мольбертом.

Однажды в мастерскую Кустодиева заглянули двое молодых и мало еще известных ученых – Николай Семенов и Петр Капица. Начало двадцатых годов XX века было временем тяжелым, а потому разговоры хозяина и гостей касались не только искусства, но и более прозаических вещей – цен на продукты и одежду. Перед самым уходом от Кустодиева Семенов и Капица спросили, над чем работает художник в настоящее время, и Борис Михайлович с гордостью показал им почти законченный портрет Шаляпина.

– Ого! – воскликнул Семенов. – Ай да шуба на Шаляпине! Хотя что там шуба… Как точно передано лицо!

– А мне нравится не только это, – прищурился Капица. – Такой интересный фон…

Надо сказать, что Борис Михайлович Кустодиев разработал очень своеобразный портретный жанр, связывая модель с пейзажем или интерьером вместо фона. В частности, фоном для портрета Шаляпина послужило пестрое народное гуляние.

– Удивительно гармонично! – подвел итог просмотру Семенов и спросил художника: – А не могли бы вы, Борис Михайлович, выбрать время и написать наши портреты в такой же манере?

– Уж не обижайтесь, молодые люди, – улыбнулся Кустодиев, – но вы хоть и подающие надежды ученые, но все же пока безвестные… А я-то пишу портреты ого-го каких людей! Да и платят мне соответственно…

– А сколько? – оживился Капица. – Сколько бы вы взяли за два наших портрета?

Кустодиеву очень не хотелось браться за эту работу, а потому он заломил немыслимую по тем временам цену:

– А за мешок белой муки, пожалуй, взялся бы!

– Заметано! – воскликнул Капица.

И молодые люди покинули мастерскую.

– Ты с ума сошел, Петр! Где ты собрался раздобыть такое богатство? – ужаснулся Семенов.

– Не беспокойся, Николаша! Тут ко мне недавно с мукомольного завода подходили с просьбой починить и наладить гидропривод мукомольной машины. За пару-тройку ночей мы это дело с тобой сделаем – вот тебе и мешок муки!

Пришлось Кустодиеву очень скоро выполнять устный договор и писать два оригинальных портрета: Николая Семенова и Петра Капицы.

Примерно через год в мастерскую Бориса Михайловича зашел Федор Щербатской и в разговоре поведал художнику, что Петр Капица с леском защитил в Кембриджском университете докторскую диссертацию.

– Не поверите, Борис Михайлович! – со значением сказал Щербатской. – Такой молодой, пусть и талантливый, а ведь его прочат в члены Российской Академии наук!

– Да? – удивился Кустодиев. – А друг его как же, Семенов, кажется?

– Тоже, знаете ли, недалеко от Капицы отстал! В лаборатории такие вещи делает, что вся Европа завидует!

– Черт бы меня подрал! – неожиданно воскликнул Кустодиев. – Да ведь я, старый дурак, мог с них в два раза больше за портреты содрать!

А немного подумав, художник добавил:

– Или вообще бесплатно написать надо было…

Кстати, и Семенов, и Капица впоследствии стали лауреатами Нобелевской премии, а также были удостоены многих государственных наград.

Читать: Борис Михайлович Кустодиев биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора