Мало запросил! Борис Михайлович Кустодиев
Великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев последние полтора десятилетия своей жизни страдал костным туберкулезом, а потому не вставал с инвалидного кресла. Так что свои знаменитые портреты выдающихся людей Кустодиев писал сидя, пользуясь специально приспособленным для этого мольбертом.
Однажды в мастерскую Кустодиева заглянули двое молодых и мало еще известных ученых – Николай Семенов и Петр Капица. Начало двадцатых годов XX века было временем тяжелым, а потому разговоры хозяина и гостей касались не только искусства, но и более прозаических вещей – цен на продукты и одежду. Перед самым уходом от Кустодиева Семенов и Капица спросили, над чем работает художник в настоящее время, и Борис Михайлович с гордостью показал им почти законченный портрет Шаляпина.
– Ого! – воскликнул Семенов. – Ай да шуба на Шаляпине! Хотя что там шуба… Как точно передано лицо!
– А мне нравится не только это, – прищурился Капица. – Такой интересный фон…
Надо сказать, что Борис Михайлович Кустодиев разработал очень своеобразный портретный жанр, связывая модель с пейзажем или интерьером вместо фона. В частности, фоном для портрета Шаляпина послужило пестрое народное гуляние.
– Удивительно гармонично! – подвел итог просмотру Семенов и спросил художника: – А не могли бы вы, Борис Михайлович, выбрать время и написать наши портреты в такой же манере?
– Уж не обижайтесь, молодые люди, – улыбнулся Кустодиев, – но вы хоть и подающие надежды ученые, но все же пока безвестные… А я-то пишу портреты ого-го каких людей! Да и платят мне соответственно…
– А сколько? – оживился Капица. – Сколько бы вы взяли за два наших портрета?
Кустодиеву очень не хотелось браться за эту работу, а потому он заломил немыслимую по тем временам цену:
– А за мешок белой муки, пожалуй, взялся бы!
– Заметано! – воскликнул Капица.
И молодые люди покинули мастерскую.
– Ты с ума сошел, Петр! Где ты собрался раздобыть такое богатство? – ужаснулся Семенов.
– Не беспокойся, Николаша! Тут ко мне недавно с мукомольного завода подходили с просьбой починить и наладить гидропривод мукомольной машины. За пару-тройку ночей мы это дело с тобой сделаем – вот тебе и мешок муки!
Пришлось Кустодиеву очень скоро выполнять устный договор и писать два оригинальных портрета: Николая Семенова и Петра Капицы.
Примерно через год в мастерскую Бориса Михайловича зашел Федор Щербатской и в разговоре поведал художнику, что Петр Капица с леском защитил в Кембриджском университете докторскую диссертацию.
– Не поверите, Борис Михайлович! – со значением сказал Щербатской. – Такой молодой, пусть и талантливый, а ведь его прочат в члены Российской Академии наук!
– Да? – удивился Кустодиев. – А друг его как же, Семенов, кажется?
– Тоже, знаете ли, недалеко от Капицы отстал! В лаборатории такие вещи делает, что вся Европа завидует!
– Черт бы меня подрал! – неожиданно воскликнул Кустодиев. – Да ведь я, старый дурак, мог с них в два раза больше за портреты содрать!
А немного подумав, художник добавил:
– Или вообще бесплатно написать надо было…
Кстати, и Семенов, и Капица впоследствии стали лауреатами Нобелевской премии, а также были удостоены многих государственных наград.
Читать: Борис Михайлович Кустодиев биография
Другие истории
Комментарии
Комментарии
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО
Дума ТВ
Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора
Copyright © 2010 People.SU All rights reserved
Проект реализуется при технической и финансовой поддержке креативного агентства
Использование материалов без письменного согласия авторов сайта - запрещено!