Поделиться:

А выглядит очень вкусно! Мария Федоровна Андреева

Мария Федоровна Андреева, вошедшая в анналы актерского искусства России, в 1885 году была молоденькой барышней, только что ставшей женой действительного статского советника А. А. Желябужского. Инспектор железных дорог Желябужский вскоре после свадьбы был направлен на службу в Тифлис, и именно там Мария Федоровна впервые выступила на сцене Тифлисского театра. Буквально через несколько месяцев в городе уже не имелось ни единого человека, который не знал бы красивую и темпераментную актрису, взявшую себе псевдоним «Андреева». Десятки поклонников готовы были отдать все за ее ласковый взгляд. После спектакля Марию Федоровну на руках выносили из театра, а квартира Желябужских вечно была завалена букетами цветов. Подарки, стихи, банкеты, один богаче другого, – все это могло вскружить голову кому угодно. На одном из таких банкетов, устроенном грузинским князем, влюбленным в Андрееву по уши, хозяин произнес длинный и по-грузински витиеватый тост, в котором пожелал актрисе здоровья, процветания на сцене и даже успел пожалеть свое безответное и пылкое чувство. Выпив вино, он не разбил пустой бокал, подобно гусарам, а на глазах потрясенной публики неторопливо съел его. Случай этот стал притчей во языцех в Тифлисе, его пересказывали и перевирали долгие годы.

Позднее Андреева играла в художественном театре Москвы и здесь в 1900 году познакомилась с Максимом Горьким, а еще через три года стала для него гражданской женой. Также Мария Федоровна участвовала в делах мужа и подпольной работе большевистской организации. Известно, что именно она так очаровала Савву Морозова, что тот несколько лет финансировал издания газет большевиков «Искра» и «Новая жизнь», а после его смерти выяснилось, что часть состояния Морозов оставил актрисе. Недаром Андрееву большевики наградили партийным псевдонимом «Феномен».

Две революции 1917 года не прошли даром для Марии Федоровны. Она продолжала выступать, уже на петроградской сцене, но параллельно получила должность комиссара театра и зрелищ. На одной из вечеринок у Луначарских Андреева за столом рассказала о знаменитом случае съедения бокала тифлисским князем.

– Конечно, – сокрушенно вздохнула актриса, – вряд ли кто-нибудь теперь из-за меня станет грызть бокалы!.. Теперь таких грузин, наверное, уже и нет!

– Зачем так говоришь?! – возмущенно воскликнул Котэ Марджанишвили, знаменитый режиссер и актер. – Неужели обидеть хочешь?!

– Брось, Котэ! – отмахнулась Андреева. – Обижать я тебя не собиралась, но грызть бокалы…

– Вах! – перебил ее Марджанишвили. – Грызть бокалы в честь женщины – у нас, грузин, самое обычное дело! Да о чем говорить!

И он быстро налил в хрустальный фужер вина, поднял его и заявил:

– Я пью это вино за самую красивую женщину, которую когда-либо видел на этой земле и которая достойна королевской короны!

Залпом осушив фужер, Котэ критически осмотрел его и раскрыл рот.

– Не надо! – невольно вскрикнула жена Луначарского. На ее лице отразились ужас и жалость – вероятно, она представила себе, как стекло хрустит на зубах, а изо рта Марджанишвили течет кровь.

– Понимаю вас, Наталья Александровна… – Марджанишвили печально вздохнул и поставил фужер на стол. – Такой великолепный бокал действительно очень жалко…

– Ну почему же? – рассмеялась Андреева. – Он очень вкусно выглядит! И, в конце концов, вы почти съели его. Спасибо!

Читать: Мария Фёдоровна Андреева биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

 

Другие истории

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Владимир  Крупчак. Бухта радости

Владимир Крупчак. Бухта радости

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости