Поделиться:

Спасительное пристрастие. Павел I

Как-то раз после ознакомления с сообщениями дипломатов и доносами агентов, наблюдавших за иностранцами в Петербурге, Павел I настолько разгневался, что решил немедля объявить войну Англии. Для этого он приказал позвать графа Ростопчина, ведавшего в те времена иностранными делами.

– Немедля займитесь, граф, подготовкой манифеста об объявлении Англии войны! – приказал ему император.

– Как так? – растерялся Ростопчин. – Ваше императорское величество! В стране сейчас не то положение, чтобы мы могли вынести все тяготы войны. Невыгодно нам это делать…

– Как по-вашему, – язвительно спросил Павел I, – я император здесь или кто? Утром вы принесете мне на подпись готовый манифест, и мы вступим в войну!

На утренний доклад Ростопчин пришел заранее с портфелем, битком набитым документами и бумагами. Как только его вызвали к императору, хитрый царедворец в надежде, что Павел позабудет о своем желании, начал подавать из своего бездонного портфеля бумаги на подпись императору. Не глядя, Павел подмахнул несколько документов, а потом нахмурился и возвысил голос:

– Я здесь не вижу манифеста, граф!

Ростопчин открыл одно из отделений портфеля и вздохнул:

– Он здесь, государь…

Император принялся читать манифест, а Ростопчин, все еще не оставив надежду уговорить его, приводил один довод за другим в свидетельства против начала войны. Красноречие графа явно подействовало на Павла I, потому что, обмакнув перо в чернильницу, он застыл над манифестом, а Ростопчин затаил дыхание – от войны Россию отделяла лишь одна подпись…

– Скажи мне, граф, – неожиданно спросил Павел I, – а что, очень не по нраву тебе эта бумага?

– Ужа так она мне не нравится… – вздохнул Ростопчин. – Я и выразить-то весь ужас не могу, так она мне противна, государь.

– Интересно! – сказал император и швырнул перо на стол. – Любопытно мне, граф, а что ты сделать готов, чтобы на нее моя подпись не легла?

Ростопчин даже вспотел, лихорадочно соображая, чем можно компенсировать императору начало войны с Англией, совершенно невыгодное для России.

– Все, что угодно сделаю для вашего величества! – твердо сказал он, наконец. – Могу даже пропеть из  какой-нибудь итальянской оперы арию.

Надо сказать, что у графа Ростопчина был великолепный голос, к тому же он знал, что император – большой поклонник оперы и буквально влюблен во вполне определенную арию.

– Ну что ж… – Павел I откинулся в кресле и приказал: – Пой!

Ростопчин глубоко вдохнул и запел. Арию он исполнял настолько виртуозно, что император заслушался и даже стал подтягивать графу. Окончив пение, Ростопчин с надеждой посмотрел на Павла I, а тот взял со стола манифест, задумчиво глянул на него и разорвал со словами:

– У тебя, граф, прекрасный голос!

Так пристрастие императора Павла I и находчивость графа Ростопчина вместе с его талантом спасли Россию, а возможно, и Англию от разорительной войны.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора