Поделиться:

Не для тебя, Господи! Клаудио Монтеверди

Клаудио Монтеверди

Итальянец Клаудио Монтеверди, знаменитый композитор эпохи Возрождения и классик итальянской оперы, двадцать с лишним лет прослужил придворным капельмейстером в Мантуе. Но когда его покровитель, герцог Винченцо I Гонзага, скончался, Монтеверди попал в опалу и вынужден был бежать в Венецию. Там его встретили с распростертыми объятиями – по крайней мере, в соборе Сан-Марко, капелла которого пребывала в полном упадке. Монтеверди ожидания оправдал, быстро разобрался в проблеме и поставил дело на профессиональный уровень. Теперь музыкальная часть соборных богослужений была на высшем уровне, да и композитору управляющие собором платили весьма недурные деньги.

Однако денег много никогда не бывает, и понимают это даже люди творческие. Потому, занимаясь делами капеллы и сочиняя музыку для богослужений, Клаудио Монтеверди вовсе не брезговал и музыкой светской. К нему постоянно приезжали богатые заказчики из разных городов, и композитор никому не отказывал – писал за хорошую плату мадригалы и оперы. Естественно, столь разные направления накладывали весьма заметный отпечаток на все творчество Монтеверди. Божественные мотивы, появляющиеся в его операх, никому особо не мешали – а вот светские мелодии, проникавшие в церковные произведения, могли бы стать серьезной проблемой.

По счастью, Монтеверди повезло – посетители собора Сан-Марко оказались людьми жизнерадостными, и музыка им нравилась. Помалкивали и священнослужители, боясь лишиться полезного для них композитора. Больше того – благочестивые церковники из других венецианских соборов часто заимствовали музыку гения – совершенно бесплатно – и снабжали ее духовными текстами, получая в результате прекрасное оформление своих богослужений. Для самого Клаудио Монтеверди этот церковный «бизнес» долгое время оставался тайной.

Но бесконечно такое положение длиться не могло. И вот однажды Монтеверди, проходя мимо собора в другом конце Венеции, решил заглянуть в него и послушать хоровое пение местной капеллы. К его несказанному удивлению, в музыке проступали явно знакомые черты, хотя слова композитору были абсолютно неизвестны. Через короткое время Монтеверди убедился, что слышит кусок из своей собственной оперы «Ариадна», никоим образом не созданной для церковного исполнения.

– Прости меня, Господи! – воскликнул композитор. – Каюсь, но эту музыку я сочинял совсем не для тебя!


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора