Поделиться:

Велосипедная история семьи Романовых

Наверное, каждому из нас известно об увлечении императорской династии велосипедными прогулками. Действительно, Романовы очень полюбили эту забаву, которая вскоре переросла в семейную традицию. Об этом свидетельствуют дневники Николая II: «Ездил на велосипеде и убил двух ворон», «Ольга и Татьяна ехали рядом на велосипеде». Императрица Александра Федоровна во время заточения царской семьи в 1917 году написала в своем дневнике: «охранники были безжалостны и грубы... совали палки в спицы велосипеда Николая … когда он ездил по дорожке парка». Стоит вспомнить и долгие поездки на велосипеде госпожи Кшесинской, совершаемые ей из Стрельны в Павловск, чтобы отобедать.

Увидеть воочию экспозицию этих велосипедов сегодня может каждый, кто посетит Петергофский музей-заповедник. В ней представлены двенадцать раритетных велосипедов, в том числе и принадлежащие трем последним русским царям – Николаю II, Александру III и Александру II. Уникальные экспонаты будут интересны всем, кто хоть раз в жизни, может быть еще в детстве, садился на велосипед. Впрочем, и сама «велосипедная история» последних представителей дома Романовых полна увлекательных рассказов из их жизни.

img_item_1223.jpg

Самая первая модель, привезенная из Парижа Александром II, появилась во дворце Романовых еще в 1867 году. Тогда царь-реформатор возвратился из Всемирной промышленной выставки, на которой был представлен новый «Костотряс» (так называлась модель велосипеда). Безусловно, сам царь не мог слишком увлечься ездой на этом неуклюжем транспорте. Ему было уже 50 и скорее всего он приобрел модную на Западе забаву для своих детей, в числе которых подрастал и будущий император Александр III. По всей видимости «Костотряс» очень полюбился наследникам и с этого времени Романовы отслеживали новинки и приобретали лучшие из моделей.

Записи из дневников Романовых говорят о том, что, скорее всего, самыми первыми велосипедистами правящей династии стали младшие сыновья царя-освободителя – великие князья Павел и Сергей Александровичи. Следует учесть, что велосипеды того времени были лишены пневматических шин и поэтому езда на них требовала абсолютно ровной поверхности и немалой сноровки. Первой трассой для велогонок стали залы Зимнего дворца. Гонять по дорогим паркетам братья стали в декабре 1876 года. Об этом пишет в своем дневнике 19-лентний Сергей. На улице тогда стоял жуткий 25-градусный мороз, и поэтому кататься где-либо в другом месте не приходилось возможным. Нужно полагать, что новые велосипеды были только куплены, и Сергею с его 16-летним братом Павлом не терпелось их обкатать.

Трудно себе вообразить в каком состоянии были пожилые дворцовые смотрители когда в первый раз услышали раздающийся по умиротворенным дворцовым залам грохот велосипедов той поры. Что им приходилось пережить, чтобы оградить переполненные эксклюзивными драгоценными предметами залы от нелепой случайности подростков? Об этом история умалчивает, но оставлять в покое Зимний велосипедисты не спешили и подобные заезды продолжались снова. На тот период колеса чудо-транспорта изготавливались из цельной резины, да и в целом велосипеды уже были похожи на современные, поскольку имелся цепной привод на заднее колесо.

1387799539_romanovy.jpg

В Петергофском музее сохранились экспонаты велосипедных моделей «Паук», которые имели четыре колеса. Это считалось спортивной моделью, и езда на них приравнивалась к экстремальным видам спорта. Некоторый экстрим действительно имел место. Диаметр переднего колеса был равен 160 см., заднее же было совсем маленьким и не предохраняло от случайного падения даже в случае движения по ровной трассе. «Велосипеды-пауки» были приобретены Александром III в 1882 году, когда ему уже было 37 лет. Конечно, представить широкоплечего грузного царя, катавшимся на этой конструкции, довольно трудно. Что не сказать о его резвых мальчишках. Поэтому Зимний дворец не спал.

В столице необъятной империи лучшим магазином дорогих новинок велосипедов был «Склад велосипедов Английских и Американских». Он относился к торговому дому «Победа» и имел почетный статус «Поставщика Императорского двора». Именно здесь одним из летних июльских дней 1895 года, уже будучи императором всероссийским, Николай II приобрел себе очень дорогую американскую модель «Dayfon», оснащенную специальным седлом. Видимо в первый год своего царствования император решил сделать себе подарок, который стоил ему немалой суммы, как на само приобретение, так и на его обслуживание. Кстати последним занимался послепродажный сервис при том же магазине ТД «Победа».

Интересным фактом являются условия хранения дорогостоящего эко-транспорта: в зимнее время велосипеды полностью перебирались специалистами, после чего они упаковывались в специально подготовленные для них чехлы. Пристальному вниманию царя уделялись не только дорогие, но и обыкновенные модели велосипедов. Модели из любимого вело-парка покрывались по заказу царя никелем или специальной эмалью. Как правило, один раз в год перед началом сезона, магазин «Победа» получал царский счет, где главной позицией было проведение чистки, регулировки и исправления велосипедов. Спустя 5 лет, с 1900 г. появляются счета «за хранение». Таким образом, после завершения очередного сезона император отдавал велосипеды в магазин, где они регулировались, чистились, ремонтировались и хранились в ожидании наступления весны. Стоить отметить, что содержание и ремонт были на высоком уровне, поскольку Николай II пользовался «Dayfon» достаточно долго.

21.jpg

Примечательным экспонатом Петергофского музея является велосипед-тандем, который заявлен как велосипед императора Николая II. Конструкция этой модели сделана в компромиссном варианте и задумывалась для совместной езды юношей и девушек. Для этого заднее место было снабжено «мужской» рамой, а переднее – «женской». «Велосипедная история» Романовых заканчивается последним историческим счетом на покупку Николаем II, уже в качестве простого гражданина, «вентеля для велосипедов» и резинового клея. Счет датируется 10 мая 1917 года.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!