Поделиться:

Серова и Симонов – жди меня!

Декабрьским днем 1975 года собрались несколько десятков людей возле вынесенного гроба. Было это у Театра киноактера. На покойнице было множество ран, которые невозможно скрыть даже самым толстым слоем грима. В гробу была та самая Валентина Серова – очаровательная и популярная актриса, фильмы с участием которой были широко известны.

1.jpg

В 1939 году на экраны вышел фильм «Девушка с характером», который принес колоссальную известность актрисе. Валентина Половикова (теперь уже – Серова) в титрах значилась под фамилией мужа Анатолия Серова – Героя Советского Союза. Однако их красивый роман не продлился долго. В 1939, в день испытаний нового самолета Анатолий погиб. Беременная 22-летняя Валентина осталась вдовой. Сына она назвала в честь отца Анатолием.

2.jpg

Актриса часто появляется в кремле, где берет участие в государственных приемах, сидя возле Сталина и вдовы Валерия Чкалова. Однажды Валентина попросила у Сталина другую квартиру взамен на ту, в которую она переехала незадолго до смерти мужа. Таким образом, Валентина поменяла пятикомнатную квартиру в Лубянском проезде (которая, кстати, принадлежала когда-то маршалу Егорову) на двухкомнатную на улице Никитской. Знакомые просто не могли этого понять, а Валентина лишь молчала и ничего не отвечала. Она не нуждалась в оправдании себя перед кем-то, ведь больно объяснять всем, что все в старой квартире напоминало о трагическом прошлом. Мало того, теперь и улица переименована в честь ее любимого.

3.jpg

Валентина хотела забыть кошмар, который произошел и, по сути, не закончился, поэтому старалась все время проводить в театре, где к актрисе относились с почтением. В спектакле «Зыковы» Валентина начала играть в 1940 году, где ей успешно удалась роль Павлы. Но, несмотря на внешний успех, Валентина не могла полностью отдаться чувствам героини, которую играет. Как рассказывает историк Виталий Вульф, Валентине всегда мешал один поклонник. На все спектакли с участием Валентины мужчина с цветами приходил и тщательно следил за актрисой. Этим молодым человеком оказался 24-летний Константин Симонов, на то время входящий в моду поэт.

4.jpg

Между ними позже завязались отношения, которые стали достоянием всего Советского Союза. Публикация стихотворения Константина Симонова под названием «Жди меня» (посвящено Валентине) стала толчком к тому, что их чувства стали использовать в своих целях пропагандистские круги государства. И, надо сказать, не безуспешно.

Но их любовь не была взаимной. «Васька» (так называл Симонов свою музу) была близка с ним, принимала ухаживания, но не спешила говорить слова любви, а уж тем более выходить за него замуж. А весной 1942 года Валентина познакомилась с генералом Рокоссовским, старшим ее на 21 год, в которого сразу влюбилась.

5.jpg

Случилось это, когда актриса выступала в госпитале высшего комсостава. Сплетни о верности «ждущей» быстро распустились, но женщина не обращала на это своего внимания. Будущий маршал на то время был свободен, так как потерял жену и дочку, которые пропали без вести. Несмотря на то, что их роман развивался довольно открыто, Симонов, прекрасно знающий обо всем, умудрился в 1943-м сделать Серовой предложение. И, к огромному удивлению, Валентина, искренне любившая Рокоссовского, согласилась. Кто знает, чем руководилась актриса: желанием иметь и тихий и уютный уголок вместо постоянных нервов и переживаний из-за того, жив ли ее любимый, ведь однажды она пережила уже подобную трагедию; а может, она была той, которая и правда любила ушами, как и многие женщины по пословице. А может (и довольно вероятно, что поэтому Валентина сделала такой шаг) потому, что нашлась семья Рокоссовского и актриса хотела избежать любовного треугольника.

Симонов часто ездил в командировки, но регулярно писал жене. Из текста писем было ясно, что поэт безумно скучал за любимой, считал дни до момента встречи с ней. И поначалу эти двое действительно создали иллюзию счастливой пары. У них была роскошная квартира, где они часто устраивали приемы и праздники; также у них была шикарная дача с бассейном, построенным специально для Валентины. Они вместе путешествовали за границей. Но на жизнь каждый из них смотрел по-разному. Один из случаев, который это продемонстрировал, был во Франции. Симонов уговаривал Ивана Бунина вернуться на родину, но когда Симонов на минуту отлучался, Серова отговаривала его от этого решения.

В 1945 году вышла картина «Сердца четырех», ранее запрещенная цензурой. В 1946 вышел легендарный фильм «Композитор Глинка», за роль в котором Валентина Серова удостоилась Сталинской премии и звания заслуженной артистки. Небывалого успеха актриса достигла в 29 лет, когда, как ей казалось, жизнь точно еще не заканчивается.

Но Валентина не на шутку стала увлекаться алкогольными напитками. В своих письмах Симонов обеспокоено спрашивал, что стало с его возлюбленной, откуда у нее серьезные проблемы со здоровьем и психикой. Все это привело к тому, что Серова были лишена судом родительских прав, а родившуюся в 1950-м дочь Марию теперь стала воспитывать мать Валентины – Клавдия Половикова. К внучке она и близко не подпускала мать-алкоголичку, и даже не совсем было понятно, чего она добивалась: то ли воспитания внучки, то ли чего-то другого. Серова требовала встреч с дочерью, обращалась в суд и даже к бывшему мужу с целью добиться чего-то. Свою мать она ненавидела и в кавычках писала это слово в письмах к ней. Но суд был на Стороне Клавдии Половиковой, которая как аргумент предоставляла то, что ее дочь погубила своего первого ребенка – Анатолия (который действительно был алкоголиком), а свою дочь она тем более не сможет воспитать так, как следует. Серова ничего не добилась.

Пыльные книги, вино, дым папирос, грим – вот то, что вспоминала дочь Мария о своем детстве. Это были запахи комнаты ее матери. Она вспоминала ее сидящей над кучей бумаг, с опухшими веками, серыми морщинами. Над головой – портрет. Там изображена Валентина как типичная актриса в роли – противоположность тому, что теперь было на самом деле. Трудно поверить, что это два лица – одно искусственное, второе – почти неживое принадлежали одной женщине; а ведь был и зенит славы, а теперь – мрак, забытье и страдания. В жизни она была такой, какой писал ее Симонов в стихах: «злой и бесценной, проклятой». Константин любил в ней два яства, две сосуществующих души, которые были одним целым – сумасшедшим, которое понять было сложно, а не любить – невозможно.

Женщину, которая опустилась на самое дно, в обществе старались игнорировать. И даже Симонов обвинял Валентину в том, что за годы, когда она начала пить, он постарел «на всю жизнь вперед». Ну и наконец, он писал ей, что разлюбил и если еще когда-нибудь полюбит, то свяжет свою жизнь с этим человеком. А ей советовал снова выйти замуж и больше не разрушать чужих судеб, как она это однажды уже сделала. Но забыть он ее так и не смог. Да, лирики он больше уже не писал, с дочкой особого контакта не поддерживал, имя Валентины не говорил вслух больше никогда. Да, он обзавелся домом, семьей. Но однажды, когда его жена перед съемками в фильме «20 дней без войны» (сценарий которого, кстати, принадлежит Симонову) загримировалась как Серова, Симонов пришел в ярость и требовал снять Аллу Демидову с этой роли. Вместо нее Нику играла Людмила Гурченко.

Около 30 лет Валентина Серова не снималась в кино. Она всего лишь числилась в своем Театре, но работы у нее там не было. Надо сказать, работа немного приводила Валентину в жизнь, но практически каждый день она слышала лишь одно: работы для нее нет.

Но актриса отчаянно надеялась на то, что это не конец, что она еще вернет былую славу, что выберется из этой пропасти. В письмах к ЦК КПСС она отчаянно пыталась доказать, что работа поможет ей показать, что она не то, чем ее представляли вокруг. Она была готова работать в любом театре. Но ответ на письмо о помощи так и не пришел. Скудное материальное положение заставляло Серову продавать вещи и драгоценности, чтобы купить выпивку. Однажды она пошла в театр, чтоб получить деньги. На улице она услышала у себя за спиной реплику типа «это та самая Серова, а не умерла ли она разве?». Наверное, эта фраза была роковой для актрисы. Никто не мог дозвониться к ней. Подруга Валентины Елизавета Конищева отправилась к ней на квартиру, где обнаружила труп 58-летней Валентины.

Симонов не посчитал нужным приехать на похорон, прислав 58 гвоздик. Незадолго до своей смерти он попросил дочь Марию привезти архив Серовой. В последние дни своей жизни он, несмотря на тяжелую болезнь, был бодр и даже шутил. Буквально за 2 дня на нем не стало лица, он будто постарел и уже не был похожим на живого.

6.jpg

Он ходил по палате молча. Однажды Константин просил прощения у дочери и сказал, что ее мать была самым большим счастьем и горем во всей его жизни.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора