Корона царя Иданфирса
В конце XIX века в мире ярким пламенем полыхнул интерес к археологии. Но если ученые-археологи стабильно изучали обнаруженные артефакты древности, то интересующиеся обыватели и коллекционеры любопытствовали только по поводу украшений, причем выполненных далеко не из меди. Газеты умело подогревали интерес, и буквально везде звучало слово «золото».
Если поначалу археологическая шумиха касалась находок из времен Древней Греции, то к началу XX века в чести стало скифское золото. Никто не спорит – скифы любили золотые украшения, но не в таком же количестве!
Как известно, спрос порождает предложение, и скифское золото хлынуло в Европу из России. По полицейским отчетам известно, что наибольшее трудолюбие в поставках вожделенных изделий проявили одесситы. Не менее трех мастерских со штатом великолепных ювелиров выпускали вазы, подвески, серьги и даже короны, вне всяких сомнений принадлежащие скифам. Правда, иногда изготовители подделок явно перебарщивали. К примеру, в 1907 году в Париже появился некий археолог Юровский. Откуда ж было знать бедным французам, что это мистификатор с большим трудовым стажем?
У Юровского имелась фотография короны, принадлежавшей самому скифскому самодержцу Иданфирсу, проживавшему в VI веке до нашей эры. Самое интересное, что корона якобы находилась на территории России, а Юровский собирал среди французов деньги на нелегальный ввоз ее в Париж и принесение в дар Лувру.
Есть свидетельство одного одесского ювелира, который встретил Юровского в Париже.
– О-о, брат, как ты приоделся… Смокинг, цилиндр… – удивился ювелир. – А ведь и не скажешь, что год назад у меня простым мастером работал!
– Не спорю. Во Франции ценят полезных людей…
– И чем же это ты оказался так полезен французам?
– Да что уж вы, право, сударь? Газет не читаете? Я сегодня в фаворе – предлагаю корону царя Иданфирса.
– Неужели?
– Да что зря говорить! Вот она!
И Юровский достал из кармана фотографию. Ювелир окинул ее цепким взглядом и усмехнулся:
– Неплохая работа! Только во времена скифов золото не паяли. И надпись хороша… Помнится, господин Рухомовский тиару царя Сайтаферна делал и вот так же дарственную надпись оливийцев на древнегреческом прямо на лбу короны поставил. За такое скифы дарителям головы быстро бы снесли… Погоришь ты, дружок, с такой короной!
– Да ни в коем случае! – отмахнулся мошенник. – Французы – народ хороший. Они, если помните, и работу Рухомовского скифским подлинником признали. А корону я уже продал, в частную коллекцию одного герцога.
И таких изделий было распродано по частным коллекциям не одна сотня. Удивительно, но эксперты всегда высказывали сомнения в подлинности предлагаемых раритетов – и это никак не влияло на спрос и бешеные деньги, которые платили за подделки. Естественно, «скифское золото» в музеи не попадало, но периодически всплывали раритеты, «похищенные из Эрмитажа и крупных российских музеев» и даже найденные самими коллекционерами.
Бизнес поиска кладов организовали одесситы, как только поняли, что это буквально золотая жила. Изготавливали золотые и зачастую весьма грубые изделия, прикапывали где-то и затем сообщали частным заграничным коллекционерам, что найдены захоронение или клад, совершенно нетронутые. Те, кто желал лично выкопать скифские сокровища, платили деньги не только за указание места клада, но и не по-детски расплачивались за находки. Таким, с позволения сказать, археологам, помогали упаковать и вывезти за границу весь клад. А дальше… ну какой дурак признается, что его одурачили?
Если же вновь вспомнить Юровского, то он ухитрился продать свою корону еще раз, правда, уже американцам. Американцы тоже оказались людьми хорошими – эксперты в Нью-Йорке оценили эту фальшивку немного дороже миллиона долларов.
По документам следствия в Одессе до революции ювелиры-аферисты превратили в археологические изделия более полутонны золота. Кстати, Юровский на судебном процессе с гордостью заявил, что скифских корон он изготовил несколько десятков и всегда из самого настоящего золота. Так что претензий по поводу подделок к нему быть не может – коллекционеры просто оплачивали качественную ювелирную работу.
Другие истории
Скульптор по сыруПлащ-невидимка
Дэвид Бекхэм и его "Космическая" герл
Грабители с пропусками
Крестиком по металлу и прочие инсталляции
Комментарии
Комментарии
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО
Дума ТВ
Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора
Copyright © 2010 People.SU All rights reserved
Проект реализуется при технической и финансовой поддержке креативного агентства
Использование материалов без письменного согласия авторов сайта - запрещено!