Поделиться:

Ненаписанные пасквили Пьетро Аретино

Все когда-то бывает в первый раз. И если сегодня мы уже привыкли к «желтой» прессе, то в шестнадцатом веке литераторы такого типа еще только-только «входили в жизнь».

В то время отмыться от обвинений в литературе было очень непросто. Дело было и в том, что литературные пасквили писали знающие, образованные и неглупые люди, и в том, что литературы было немного, так что любое творение тут же рассматривалось и оценивалось со всех сторон. Достаточно было легкого намека на то, кому оно посвящено – и читающая публика тут же подхватывала запечатленную мысль.

Одним из литераторов «нового толка» был Пьетро Аретино.  Кроме напористости и острого языка, Аретино был еще и талантлив, так что за свои пасквили получал от заказчиков весьма немаленькие деньги. Однако, больше всего он получал не за то, что написал, а за то, что не написал: власть имущие выплачивали ему целые «пансионы» всего лишь за то, чтобы он никогда не касался в своих произведениях их имен.

Правда, был среди людей того времени один-единственный человек, о котором даже Аретино не говорил плохого слова. И при этом – совершенно бесплатно. Так кто ж он был – этот человек?

Джованни Медичи, известный историкам как «Бонапарт шестнадцатого века», а современникам – как Банда Нере – Большой Дьявол.

Началась их история еще с избрания нового Папы, которым стал кардинал Тортозский (будущий Папа Адриан VI), бывший воспитатель императора Карла. Голландец, да еще и простолюдин по происхождению, кардинал был нелюбим итальянцами – что уж говорить об Аретино, который к прибытию Папы в Рим успел написать о нем немало «приятных» вещей. Во всяком случае, к тому времени как Папа появился в Риме, Аретино уже можно было казнить раз сорок. А так как он вовсе не был глуп – то запаковал вещички и по-быстрому свалил туда, где его не смогли бы достать: на фронт, в лагерь кондотьера Джованни Медичи.

Между Аретино и Медичи быстро возникли приятельские отношения, а через несколько лет Папа Адриан VI отправился к праотцам, уступив теплое местечко родственнику Джованни Клименту VII. Обрадованный таким положением дел, Аретино решил, что наконец-то сможет вернуться в обожаемый Рим и жить спокойно. Однако он ошибался: на улице стоял грозный и аскетичный 1523 год, и вскоре Пьетро пришлось бежать уже от нового Папы. Правда, политика к этому изгнанию отношения не имела: на этот раз писателя приговорили к казни за… аморальные сонеты.

Именно цикл этих непристойных сонетов, написанных по мотивам рисунков Джулио Романо, и принес Аретино неувядающую в веках признательность читателей. Во всяком случае, эти сонеты печатают до сего времени. Через год Папа попытался вернуть писателя в Рим, однако быстро раскаялся: Аретино наваял на Джиберти (одного из папских приближенных) такую «каку», что терпение Климента VII лопнуло, и он послал к Аретино наемный убийц. Будучи тяжело раненным, Пьетро сумел сбежать и опять отправился под крылышко к Джованни Медичи. Там он и оставался до 1526 года – пока Большой Дьявол не получил в бою смертельную рану и не отправился на небо (или в более теплое место), на встречу с кардиналом Адрианом. Что касается Пьетро – то хоть и говорят, что смерть Джованни Медичи изменила всю историю Италии, жизнь Аретино она изменила еще больше: не имея защитника, он вынужден был навсегда отправиться в Венецию, где и прожил остаток жизни тихо,  не наступая больше на царственные мозоли.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора