Ненаписанные пасквили Пьетро Аретино
Все когда-то бывает в первый раз. И если сегодня мы уже привыкли к «желтой» прессе, то в шестнадцатом веке литераторы такого типа еще только-только «входили в жизнь».
В то время отмыться от обвинений в литературе было очень непросто. Дело было и в том, что литературные пасквили писали знающие, образованные и неглупые люди, и в том, что литературы было немного, так что любое творение тут же рассматривалось и оценивалось со всех сторон. Достаточно было легкого намека на то, кому оно посвящено – и читающая публика тут же подхватывала запечатленную мысль.
Одним из литераторов «нового толка» был Пьетро Аретино. Кроме напористости и острого языка, Аретино был еще и талантлив, так что за свои пасквили получал от заказчиков весьма немаленькие деньги. Однако, больше всего он получал не за то, что написал, а за то, что не написал: власть имущие выплачивали ему целые «пансионы» всего лишь за то, чтобы он никогда не касался в своих произведениях их имен.
Правда, был среди людей того времени один-единственный человек, о котором даже Аретино не говорил плохого слова. И при этом – совершенно бесплатно. Так кто ж он был – этот человек?
Джованни Медичи, известный историкам как «Бонапарт шестнадцатого века», а современникам – как Банда Нере – Большой Дьявол.
Началась их история еще с избрания нового Папы, которым стал кардинал Тортозский (будущий Папа Адриан VI), бывший воспитатель императора Карла. Голландец, да еще и простолюдин по происхождению, кардинал был нелюбим итальянцами – что уж говорить об Аретино, который к прибытию Папы в Рим успел написать о нем немало «приятных» вещей. Во всяком случае, к тому времени как Папа появился в Риме, Аретино уже можно было казнить раз сорок. А так как он вовсе не был глуп – то запаковал вещички и по-быстрому свалил туда, где его не смогли бы достать: на фронт, в лагерь кондотьера Джованни Медичи.
Между Аретино и Медичи быстро возникли приятельские отношения, а через несколько лет Папа Адриан VI отправился к праотцам, уступив теплое местечко родственнику Джованни Клименту VII. Обрадованный таким положением дел, Аретино решил, что наконец-то сможет вернуться в обожаемый Рим и жить спокойно. Однако он ошибался: на улице стоял грозный и аскетичный 1523 год, и вскоре Пьетро пришлось бежать уже от нового Папы. Правда, политика к этому изгнанию отношения не имела: на этот раз писателя приговорили к казни за… аморальные сонеты.
Именно цикл этих непристойных сонетов, написанных по мотивам рисунков Джулио Романо, и принес Аретино неувядающую в веках признательность читателей. Во всяком случае, эти сонеты печатают до сего времени. Через год Папа попытался вернуть писателя в Рим, однако быстро раскаялся: Аретино наваял на Джиберти (одного из папских приближенных) такую «каку», что терпение Климента VII лопнуло, и он послал к Аретино наемный убийц. Будучи тяжело раненным, Пьетро сумел сбежать и опять отправился под крылышко к Джованни Медичи. Там он и оставался до 1526 года – пока Большой Дьявол не получил в бою смертельную рану и не отправился на небо (или в более теплое место), на встречу с кардиналом Адрианом. Что касается Пьетро – то хоть и говорят, что смерть Джованни Медичи изменила всю историю Италии, жизнь Аретино она изменила еще больше: не имея защитника, он вынужден был навсегда отправиться в Венецию, где и прожил остаток жизни тихо, не наступая больше на царственные мозоли.
Другие истории
Профессиональный нюхачГуакамоле
Согласно пословице
Лауреат на четверть
«Грифельные» скульптуры Далтона Гетти
Экономический подход
Комментарии
Комментарии
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО
Дума ТВ
Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора
Copyright © 2010 People.SU All rights reserved
Проект реализуется при технической и финансовой поддержке креативного агентства
Использование материалов без письменного согласия авторов сайта - запрещено!