Семья и детство
Отец — профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов (1860—1911), специалист в области литургики и церковной археологии. Мать — Ольга Сергеевна, урождённая Смирнова (1867—1920), дочь протоиерея, ректора Московской духовной академии. Умерла, заразившись оспой, ухаживая за крестьянскими детьми. В семье было 12 детей, в том числе Иван, доктор исторических наук и Николай, известный московский священник. Ещё один сын, Серафим, также был священником.
Детство провёл в Сергиевом Посаде, большое влияние на формирование его личности оказал иеросхимонах Алексий, который, по воспоминаниям архиепископа Сергия, был «выдающимся благодатным старцем» и советовал ему «учиться реставрации поглубже, не разбрасываться, чтобы потом быть серьезным специалистом».
Художник и реставратор
Окончил среднюю школу в Сергиевом Посаде (1923), в 1923—1924 учился живописи у местных художников, тогда же познакомился со священником Павлом Флоренским, присутствовал на его богослужениях, которые запомнились ему глубоким благоговением, одухотворённостью и красотой. С 1924 жил в Москве, где работал в Государственном историческом музее: рисовальщиком, библиографом, с 1929 — художником-реставратором. С 1925 занимался в отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских, которыми руководил академик Игорь Грабарь. Участвовал в реставрационных работах, а также копировал фрески новгородских храмов, которые позднее погибли в годы Великой Отечественной войны.
В 1928—1930 учился на втором и третьем курсах отделения теории и истории изобразительных искусств этнологического факультета Московского государственного университета. Завершить университетское образование ему не удалось из-за ареста в марте 1930 и последующей высылки на три года в Северный край, где он работал художником-декоратором в железнодорожном клубе города Няндома.
В 1933 вернулся в Москву, где был вынужден работать по договорам художником-оформителем. Только в 1940 он вновь смог заняться научно-реставраторской деятельность в Государственном историческом музее. За год он подготовил два научных доклада — «К вопросу о монументальной живописи в бывшем Пафнутьево-Боровском монастыре в связи с его архитектурой» и «Два портрета патриарха Адриана в собрании Государственного Исторического Музея». В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 был призван в армию, служил сержантом в 6-м запасном автомобильном учебном полку, работая батальонным, а затем полковым художником, демобилизован в 1945.
Студент, преподаватель, монах, реставратор
Окончил Московскую духовную семинарию (1947), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1951; тема кандидатской работы: «Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублёва»).
В 1950—1953 — ответственный представитель от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. По словам академика Грабаря, «в его лице объединяются знающий археолог, и наделённый большой интуицией искусствовед, и практик-реставратор». Участвовал в реставрации иконостаса и росписи трапезного Успенского храма в Новодевичьем монастыре (1946), возглавлял группу по реставрации «Царских чертогов» Московской Духовной Академии (1946—1947) и бригаду художников, реставрировавших живопись главного купола Богоявленского патриаршего собора в Москве (1947). Позднее, в 1954, участвовал в реставрации настенной живописи в этом соборе и руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора в Ростове-на-Дону.