Поделиться:

О знаменитости

Томас Сас: биография


Томас Сас биография, фото, истории - американский психиатр
День рождения 15 апреля 1920

американский психиатр

Широко известен благодаря своим книгам «Миф душевной болезни» и «Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье», где выдвинуты аргументы, с которыми, как правило, ассоциируется его имя. Его взгляды на специальный режим имеют классические либеральные корни и базируются на принципах, что каждый человек обладает правом самостоятельно распоряжаться собственным телом и сознанием, правом не подвергаться насилию со стороны других. Критиковал некоммунистические и коммунистические страны за использование психиатрии в интересах власти и ограничения на распространение наркотических средств. Сас считает, что в отношении суицида, обращения за медицинской помощью, употребления и реализации лекарственных средств, а также половых отношений должны действовать принципы конфиденциальности, взаимной договоренности и отсутствия государственной юрисдикции. В 1973 году Американская ассоциация гуманистов назвала его гуманистом года.

Биография

Томас Сас родился в 1920 году в Будапеште младшим из двух сыновей в еврейской семье адвоката, занятого частным предпринимательством в области сельского хозяйства. В 1938 году эмигрировал в США и в 1944 году окончил медицинский колледж в Цинциннати. Его старший брат Джордж поселился в Цюрихе, где защитил диссертацию по физической химии. После окончания медицинского колледжа Сас прошёл интернатуру по внутренним болезням в городской больнице Бостона и в Цинциннати, затем резидентуру в клиниках Чикагского университета и психоаналитическую подготовку в чикагском Институте психоанализа. В 1954 году в период военных действий в Корее он был призван на воинскую службу и направлен в Морской резерв США в военно-морском госпитале в Бетесде. С 1956 года работал в Сиракьюсе, занимался частной практикой и академической психиатрией в Сиракьюсском университете.

Ялта-САС 09.10.2011 "Крымские каникулы - 2011"



Все видео

Основные аргументы Саса

Сас подвергает критике влияние современной медицины на общество. Это влияние он рассматривает как секуляризацию влияния религии на человечество. Подвергая критике сциентизм, он делает ее предметом, в частности, психиатрию, акцентируя внимание на широком распространении в ней методов лечения мастурбации в конце XIX века и применении лоботомии для лечения шизофрении. Сас указывает на то, что слияние медицины с государством приводит к необоснованному расширению терминов «болезнь» и «лечение», к усилению зависимости людей от психиатрического контроля и фарминдустрии и к эрозии основных гражданских свобод:

Его основные аргументы могут быть подытожены в следующих положениях:

  • Миф душевной болезни. Поскольку психиатрия, в отличие от других областей медицины, как указывает Сас, полагает своим объектом исследования мышление и поведение, а не биологическую структуру — мозг, то психическое заболевание не диагностируется с помощью исследований клеток, тканей или органов, а идентифицируется как условно заданная, в каждом случае по-разному выраженная и оцениваемая совокупность особенностей мыслительной и поведенческой деятельности. Вслед за представителем бихевиоризма Берресом Скиннером, предложившим рассматривать психические явления исходя из созданной им концепции «черного ящика», недоступного для исследования, в своей самой известной работе «Миф о психическом заболевании» Сас утверждает, что о психическом заболевании нельзя говорить как о реально существующей вещи, поскольку нельзя наблюдать, что происходит с самой психикой. Таким образом, на взгляд Саса, понятие психического заболевания не отражает реальности, не соответствует научным критериям и должно быть исключено из словаря клинической медицины. В связи с этим возникает вопрос, с какой целью используется психиатрия и понятие психического заболевания, если самого психического заболевания не существует? На него Сас даёт следующий ответ: психиатрия используется как инструмент власти, а понятие психического заболевания — как оправдание насильственного психиатрического вмешательства, поскольку насильственное вмешательство в психиатрии опирается на понятие психического заболевания точно так же, как теистическая религия опирается на понятие Бога и религиозные догматы. «Болезнь» или «заболевание» является медицинской метафорой для описания расстройства поведения, такого как шизофрения. Сас писал: «Если с Богом разговариваете Вы — это молитва; а если Бог разговаривает с Вами — это шизофрения. Если мертвые разговаривают с Вами — Вы спиритуалист, а если с мертвыми разговариваете Вы — Вы шизофреник». Несмотря на то, что некоторые люди ведут себя или смотрят на вещи таким образом, что окружающие испытывают раздражение, это не означает, что у них болезнь. По мнению Саса, психические заболевания, которые выявляют у различных людей, являются «фиктивными болезнями», и эти «научные понятия» фактически используются в целях силового контроля. «Священным символом психиатрии» и фиктивным заболеванием, по мнению Саса, является шизофрения. Для того чтобы говорить о действительном заболевании, эта сущность должна каким-либо образом допускать возможность использования в отношении неё научных подходов, измерений и исследований. Согласно Сасу, болезнь должна быть обнаружена на секционном столе (где производится вскрытие трупов) и соответствовать определению патологии, а не возникать путём голосования членов Американской психиатрической ассоциации. Психические заболевания всего лишь похожи на болезни, утверждает Сас и относит психическое заболевание к семантическому ряду метафор из области искусства. Психиатрия — это псевдонаука, которая является пародией на медицину и пользуется словами, звучащими как медицинские термины и появившимися в течение последних 100 лет. Если говорить определённее, понятия «удар по сердцу» и «сердечный приступ» относятся к двум совершенно разным категориям. Психиатры — всего лишь «врачеватели души», последователи священнослужителей, занимающиеся духовными «жизненными трудностями», которые беспокоили людей всегда. По мнению Томаса Саса, психиатрия благодаря различным законам о психиатрической помощи стала отдельной государственной религией. То, что скрывается за наукообразными утверждениями, — это система социального контроля. Против представления о том, что биологическая психиатрия является настоящей наукой или подлинной областью медицины, также выступали другие критики, такие как Мишель Фуко в своей книге «История безумия в классическую эпоху» (1961).
  • Разделение психиатрии и государства. Государство, пользуясь монополией на психиатрическую помощь и возможностью оказывать её в недобровольном порядке такому количеству людей, какое оно считает нуждающимся в ней, безнаказанно злоупотребляет психиатрией. Если мы признаем, что понятие «психическое заболевание» является синонимом понятия, обозначающего виды поведения, которые не одобряются, то государство не вправе навязывать психиатрическое «лечение» данным людям. Государство также не должно иметь возможности влиять на то, каким образом оказывают психиатрическую помощь совершеннолетним людям, способным дать на неё собственное согласие (например, путём официального контроля за снабжением населения психотропными препаратами, или лекарственными средствами, используемыми в психиатрии). Медикализация, навязываемая властью, рождает «терапевтическое государство», навешивающее на какого-либо человека ярлык «психически больного» или «наркомана». В книге «Церемониальная химия» Сас доказывает, что «наркоманы» и «психически больные» люди подвергаются тем же самым гонениям, которым подвергались ведьмы, евреи, цыгане или гомосексуалисты. Сас утверждает, что все эти категории людей принимались обществом в качестве козлов отпущения в ритуальных церемониях. Указывая на религиозные корни медицины, он даже приводит в качестве примера ожирение. Вместо того чтобы обратить внимание на нездоровую пищу (нездоровое питание), врачи винят переедание. По мнению Саса, несмотря на наукообразное обоснование, навязываемые диеты в моральном отношении заменяют ранее существовавшие посты, и социальный запрет на избыточный вес необходимо рассматривать как моральное предписание, а не как медицинскую рекомендацию, которой он считается. Также как и тех, чье мышление является иным (психически больных), и тех, кто употребляет запрещенные вещества (наркоманов), медицина выделила в отдельную категорию тех, кто имеет избыточный вес (страдающих ожирением). Сас утверждает, что с целью исследования и контроля тех, чье социальное поведение не соответствует медицинским нормам, в XVII веке были заложены основы психиатрии; с целью исследования и контроля тех, чьи пристрастия к различным веществам не соответствуют медицинским нормам, в XX веке было положено начало новому направлению, наркологии (drogophobia); а затем, в 1960-х, были заложены основы бариатрии, которая занимается теми, чей вес не соответствует медицинским нормам. Он напоминает, что в 1970 году Американское общество бариотерапевтов (от греч. «baros» — вес) насчитывало 30 членов, а уже два года спустя — 450.
  • Презумпция вменяемости. Подобно тому как судебная система функционирует в соответствии с презумпцией, согласно которой человек является невиновным до тех пор, пока не доказана его вина, люди, обвиняемые в совершении преступлений, не должны заранее считаться невменяемыми только по той причине, что врач или психиатр ставит в отношении них соответствующий штамп. Вменяемость должна определяться как любая иная форма неправоспособности, то есть совершенно правовыми и юридическими средствами с правом представительства и апелляции.
  • Право на самоубийство. По аналогии с правом на рождение ребенка, Сас утверждает, что люди должны иметь возможность выбирать, когда умереть, не подвергаясь вмешательству со стороны медицины или государства, подобно тому как они имеют возможность выбирать, когда заводить ребенка, не подвергаясь постороннему вмешательству. Он относит право на суицид к самым главным правам, но выступает против эвтаназии, проводимой с санкции государства. В своей книге о Вирджинии Вулф, опубликованной в 2006 году, он утверждает, что она покончила с жизнью, совершив сознательный и обдуманный акт, ее самоубийство являлось выражением ее свободы выбора.
  • Отмена защиты по невменяемости. Сас полагает, что в судах должно быть запрещено высказываться по поводу психической дееспособности подсудимого. Психиатр, высказывающий свое мнение по поводу состояния рассудка подсудимого, берет на себя в наших судах ту же роль, что и священник, высказывающий свое мнение о чистоте души человека. Юридическая процедура признания человека невменяемым была изобретена для того, чтобы обойти церковные меры наказания, которые в то время включали конфискацию собственности тех, кто совершал самоубийство, и благодаря которым вдовы и сироты часто оставались ни с чем. Только безумный человек мог совершить такой поступок по отношению к жене и детям. Это успешно доказывалось. Как утверждал Сас, это помилование под маской медицины.
  • Отмена недобровольной госпитализации. Ни один человек не должен быть лишен свободы, если он не признан виновным в совершении уголовного преступления. Лишить человека свободы якобы для его собственного блага — это безнравственно. Подобно тому как человек, страдающий раком в последней стадии, может отказаться от лечения, тем же образом человек должен иметь возможность отказаться от психиатрического лечения.
  • Наше право на наркотики. Наркотическая зависимость является не «заболеванием», которое требует лечения с помощью разрешенных законом наркотиков (метадоном вместо героина, при игнорировании того обстоятельства, что героин был создан прежде всего для того, чтобы служить заменителем опиума), а социальной привычкой. Сас также приводит доводы в пользу свободного рынка наркотиков. Он подвергает критике борьбу с наркотиками, утверждая, что употребление наркотиков фактически является преступлением, при котором отсутствуют жертвы. Признание употребления наркотиков преступлением было вызвано самим запретом на них. Он демонстрирует, каким образом борьба с наркотиками приводит к тому, что власти совершают поступки, о которых никогда бы не подумали полстолетия назад, такие как запрет употреблять определенные вещества или вмешательство во внутренние дела других стран с целью воспрепятствовать выращиванию определенных растений (например, планы по уничтожению участков коки или мероприятия по борьбе с опиумом; оба растения традиционно не принимает западный мир). Несмотря на то, что у Саса скептическое отношение к достоинствам психотропных препаратов, он поддерживает отмену запрета на наркотики. «Поскольку у нас свободный продовольственный рынок, мы можем покупать все сорта бекона, яиц и мороженого, которые желаем и в состоянии себе позволить. Если бы у нас был свободный рынок наркотиков, мы могли бы подобным образом покупать все сорта барбитуратов, хлоралгидрата и морфия, которые желаем и в состоянии себе позволить». Сас утверждал, что запрет и иные правовые ограничения на наркотики осуществляются принудительно не по причине их опасности для жизни, а с ритуальной целью (он цитирует исследования Марии Дуглас о ритуалах). Также он напоминает, что слово «фармакология» произошло от греческого корня «pharmakos», который первоначало означал «козел отпущения». Сас окрестил фармакологию «фармакомифологией» в связи с тем, что фармакологические исследования базируются на социальных условностях, в частности на понятии «зависимость». «Зависимость» — это социальное понятие, утверждал Сас, и употребление наркотиков должно пониматься скорее как социальный ритуал, чем как действие, связанное исключительно с приемом внутрь химического вещества. Существует множество способов употреблять химические вещества, или наркотики, подобно тому как существует множество различных культурно обусловленных способов принимать пищу или алкоголь. Некоторые культуры вводят запреты на употребление определенных видов веществ, называемых «табу», тогда как другие вещества используют в ритуалах различного рода.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Тони Олег Вильямсович Тони Олег Вильямсович

строитель, общественный деятель, член правления и глава структурного подразделения ОАО «Российские железные дороги».

Суниев Альберт Альфатович Суниев Альберт Альфатович

генеральный директор АО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов»

Ракишев Кенес Хамитович Ракишев Кенес Хамитович

известный инвестор и меценат

Тутанхамон Тутанхамон

египетский фараон

Борис Годунов Борис Годунов

приближенный Ивана Грозного, советник и фактический правитель при Федоре Иоанновиче, русский царь с 1598 года

Отто фон Бисмарк унд Шёнхаузен Отто фон Бисмарк унд Шёнхаузен

канцлер Германской империи, прозванный «железным»

Виктор Иванович Яркин Виктор Иванович Яркин

председатель ЧК БССР, член ЦБ КП

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора