Поделиться:

О знаменитости

Григорий[1] Степанович Сапожников: биография


Григорий[1] Степанович Сапожников биография, фото, истории - российский и советский военный лётчик-ас, прапорщик императорской армии

российский и советский военный лётчик-ас, прапорщик императорской армии

Биография

Родился в г. Бугульма в 1894 году в семье мелкого служащего. Семья переехала в Оренбург, где Григорий закончил Оренбургское реальное училище.

С началом Первой мировой войны Григорий добровольцем записался в армию. Учился на курсах воздухоплавания для студентов технических отделений и офицеров (первая в России авиационная школа) в Петроградском политехническом институте, в 1915—1916 годах учился в Севастопольской лётной школе.

В 1916 году направлен в действующую армию. Воевал в составе 16-го КАО, в начале 1917 года переведен в 9-й истребительный отряд. Первую победу одержал, сбив самолёт над Язловцем, за что был награжден Георгиевским крестом. Летом 1917-го сбил второй немецкий самолёт. Всего за 1917-й год Сапожников сбил три самолёта, 2 из которых попали в недельные сводки Румынского фронта (были официально подтверждены). Войну закончил в чине прапорщика.

С началом Гражданской войны, после некоторых колебаний, Сапожников добровольно вступил в РККА. Весной 1918 года под Казанью в составе 1-й Совецкой боевой группы (впоследствии переименована в 1-й истребительный дивизион) участвовал в боях с войсками Народной армии и бело-чехами, ежедневно вылетая на разведку и штурмовку белогвардейских позиций. После того, как 16 августа один лётчик, бывший офицер старой императорской армии, перелетел на сторону врага, ко всем остальным бывшим офицерам-лётчикам возникло недоверие. Сапожникову пришлось оправдываться:

Сапожников был допущен до полётов, но на следующий день не вернулся из боя. В свете предшествовавших событий лётчика заподозрили в предательстве, но оказалось, что его «Ньюпор» был подбит огнем белогвардейцев. Григорий сумел приземлиться на нейтральной полосе, а затем при помощи пехотинцев оттащить машину на свою территорию. При этом противник пытался помешать эвакуации самолёта сильным огнём, и несколько красноармейцев погибли. Подбитый самолёт впоследствии удалось восстановить. В 1919 году воевал в составе 1-го истребительного дивизиона на Деникинском фронте.

Красвоенлёт Сапожников особенно отличился во время советско-польской войны в 1920 году. В мае 1-й истребительный дивизион был переброшен на Западный фронт. На берегу реки лётчики отряда организовали засаду и дежурили в воздухе в излюбленное время полетов противника (с 8 до 11 утра и в вечерние сумерки), однако неприятель постоянно уклонялся от боя. 9 мая Григорий Сапожников получил разрешение послать польским летчикам вызов:

На следующее утро, в 10 час. 30 мин., над аэродромом красных в Салтановке появились три польских самолёта «Эльфауге» (LVG C.V), нагруженных бомбами. Дежурное звено красных (Сапожников, Гвайта, Серёгин) встретило противника в воздухе. Поляки не приняли бой и, сбросив нерасконтренные бомбы в лес, начали уходить. Пулемёт на самолете Гвайты сразу отказал, а на самолёте Серегина стоял только несинхронный «Льюис» под верхним крылом, из которого попасть в цель было очень сложно. Бой вел практически один Сапожников. В результате преследования замыкающий польский самолет, управляемый командиром 12-й эскадры бывшим царским офицером капитаном Юргенсоном, был поврежден и приземлился на советской территории. Экипаж был взят в плен. 12 мая Троцкий, проездом посетивший аэродром в Салтановке, лично вручил Сапожникову орден Красного Знамени.

20 мая Сапожнков провёл еще два воздушных боя. В первый он вступил, когда возвращался после бомбометания, защищаясь от пытавшегося его перехватить польского летчика на самолете OEFFAG D.III (усовершенствованная австрийская версия германского истребителя Albatros D.III). Сапожников сумел перехватить инициативу и подбил противника, но на преследование не хватило бензина. Во время второго боя самолёт Сапожникова получил повреждения, но противник тоже был подбит.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Борис Николаевич Юрьев Борис Николаевич Юрьев

выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы

Жан-Пьер Эньере Жан-Пьер Эньере

французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований

Вальтер «Гулле» Эзау Вальтер «Гулле» Эзау

немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха

Франк Кендэл Эверест Мл. Франк Кендэл Эверест Мл.

американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс

Леопольд Штейнбатц «Бази» Леопольд Штейнбатц «Бази»

немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант

Сергей Максимович Шерстобитов Сергей Максимович Шерстобитов

военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор

Юрий Георгиевич Шаргин Юрий Георгиевич Шаргин

российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ

Борис Григорьевич Чухновский Борис Григорьевич Чухновский

советский авиатор, один из первых полярных лётчиков

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!