Биография
Русов Лев Александрович родился 31 января 1926 года в Ленинграде в семье служащих. Его отец Александр Семёнович Русов происходил из крестьян Нижегородской губернии, мать Ираида Семёновна Немцова была из костромских.
В 1939—1941 гг. параллельно с учёбой в средней школе занимался в изостудии Выборгского района. В декабре 1941 с матерью был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. В 1943 переехал в Кострому, где поступил в областное художественное училище. В 1945 в связи с возвращением в Ленинград был переведен в Ленинградское художественно-педагогическое училище, которое окончил в 1947 году.
В 1948 Русов поступил на живописный факультет ИЖСА им. И. Е. Репина, занимался у Ю. М. Непринцева, Г. В. Павловского. Однако проучившись два года по состоянию здоровья оставил занятия. В 1951—1955 годах преподавал рисование в школах Кировского района, одновременно продолжал заниматься живописью.
С середины 1950-х участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. На весенних выставках 1954 и 1955 годов показал работы «Девочка с бантом» (1954), «У моря» и «Портрет художника В. В. Кремера» (обе 1955), обратив ими на себя внимание как на талантливого портретиста. В 1955 году Русова приняли в члены Ленинградского Союза художников по рекомендации известных живописцев П. Д. Бучкина, Ю. М. Непринцева и В. В. Кремера. Помимо портретов, Русов пишет в эти годы жанровые композиции, натюрморты, пейзажи, работает в технике масляной живописи, акварели и ксилографии.
В 1954—1956 гг. Русов обращается к историческому жанру, создав серию из восьми картин по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Выбор темы и её образное воплощение были созвучны настроениям ранней хрущевской «оттепели» и личным свободолюбивым устремлениям автора. Показанные в конце 1956 года на осенней выставке ленинградских художников, работы «Рождение», «На пытки», «Смерть отца», «На полях родины», «Абордаж», «Тиль и Ламме», «Смерть изменникам», «Песня Тиля» (все 1956) принесли автору первую широкую известность и заявили о нём как о мастере исторической картины.
Указанные работы и прежде всего двойной портрет «Тиль и Ламме» интересны также тем, что художник наделил Тиля чертами внешнего сходства с собой. Это делает его уникальным в творческом наследии художника, поскольку автопортреты Л. Русова неизвестны. Потеряв в эвакуации глаз, он не любил фотографироваться и не позировал для автопортретов.
1955 год был отмечен для Русова встречами с людьми, изменившими его личную и творческую судьбу. Он знакомится с Екатериной Балебиной (род. 29 декабря 1933 года), дочерью В. А. Балебина, прославленного летчика-торпедоносца, Героя Советского Союза, которая станет его женой (официально брак будет зарегистрирован 31 января 1959 года), матерью сына (Андрей Львович Русов, род. 27 апреля 1960 года) и главной музой. Очаровательная и живая, полная самопожертвования, она будет позировать Русову в качестве модели для многих картин и портретов, создавать и оберегать тот мир, в котором во всю силу проявился и засверкал творческий дар художника. К этому же году относится знакомство Русова с Е. А. Мравинским, переросшее в их многолетнюю дружбу, которой мы обязаны несколькими портретами выдающегося дирижера, созданными на протяжении 1950—1980 годов.
С наибольшей силой живописное дарование Русова раскрылось в серии портретов современников, созданных в 1950-е — первой половине 1960-х годов. Среди них «Портрет Н. Орловой» (1956), «Портрет Е. Балебиной» (1956), «Зоя» (1957), «Портрет дирижёра Евгения Мравинского» (1957), «Наташа» (1958), «Портрет актёра Владислава Стржельчика» (1957), «Кира и Зоя» (1958), «Молодой литейщик» (1961), «Кира» (1962), «Портрет сына» (1965) и другие.