Биография
После окончания механического факультета машиностроительного института работал слесарем, электриком, конструктором. Философией начал заниматься с 1980 г. В 1983—1991 г. защитил кандидатскую и докторскую диссертации (Кандидатская диссертация (1986) — «Проблема тождества и различия в научном познании», научный руководитель В. С. Готт, докторская диссертация (1991), консультант В. С. Готт — «Становление неклассической диалектики»). Работал в ряде ВУЗов. Член Российского Философского Общества (РФО). С 2005 г. место работы — Луганский национальный аграрный университет, профессор.
Участник украинской делегации в г. Стамбуле (Турция) в 2003 г. 10 — 17 августа 2003 г. в г. Стамбуле (Турция) состоялся XXI Всемирный философский конгресс «Философия лицом к глобальным проблемам», в рамках которого проходила научная и культурно-историческая акция «Философский пароход», посвященная 80-летию трагических событий, связанных с высылкой группы выдающихся российских философов за пределы страны.
Научные интересы
Что такое проблема конкретного тождества? См. также тождество. Тождество в философии — это полное совпадение свойств и сторон двух предметов при сравнении, то есть А=А. Самый простой пример — сравнивая два простых карандаша, приходишь к выводу, что эти объекты тождественны друг другу как по форме, и по длине, так и функционально (тождество А=А, полное совпадение всех сходных сторон). Сравнивая карандаш с ручкой, приходишь к выводу, что они различны (А не тожд. неА). Абстрактное тождество и абсолютное различие-две предельные точки гносеологии (теории познания), как ноль и бесконечность в математике. Однако понятно, что только тождества и различия недостаточно, чтобы описать структуру и взаимоотношение предметов окружающего мира. Карандаш и ручка не тождественны, но во многом подобны, несмотря на различие, они похожи по многим сходным признакам. Вот так и формируется проблема «неполного тождества» или конкретного тождества, лежащего между полным (абстрактным) тождеством и абсолютным различием. Как расщепить «конкретное тождество» на конкретные ступени, позволяющие устанавливать степени подобия между предметами, не зависимо от природы сравниваемых предметов? Как эти ступени выразить в виде философских понятий? Этот вопрос интересовал многих мыслителей, и именно он был предметом кандидатской диссертации по философии Юрия Ротенфельда. Успешное решение этого вопроса и позволило получить шкалу сравнительных понятий-интегральную парадигму познания-основу неклассической диалектики.
Философские и социальные взгляды
В области философских взглядов является сторонником светского гуманизма, выступает за гуманизацию общественных отношений, укрепление гуманистических начал в обществе. К оригинальным, на данный момент не имеющим широкого признания идеям следует отнести идею сервисизма-(от англ.service-услуги, служение)-социальная модель, созданная им на основе разработанной им же неклассической (негегелевской) диалектики. Заключается в том, что с течением времени, по мнению Ротенфельда, в человеческом обществе постепенно происходит снижение роли общественных отношений, основанных на принуждении человека человеком и повышение роли общественных отношений, основанных на взаимовознаграждаемом служении людей друг другу. Основной идеей является то, что жизнь человека в обществе-это не господство над другими людьми, не принуждение их прислуживать собственным интересам, а служение им и умение достигать своих целей через это служение, через удовлетворение потребностей других людей, не опускаясь до лести и прислужничества им. Таким образом, индивид и общество оказываются гармонично взаимосвязаны через отношения взаимовыгодного служения. Однако это происходит не автоматически, а на основе вполне реальных человеческих поступков-моральных или аморальных.
Характерной чертой модели Ротенфельда является динамика. Социальные изменения он уподобляет физическим процессам. Как в веществе происходит непрерывный обмен энергией между отдельными атомами, так в социуме идёт обмен-информацией, товарами, деньгами, стоимостями и др. Как вещество по мере нагрева проходит агрегатные состояния-твердое, жидкое, газообразное и плазма; причем состояние вещества в целом зависит от состояния отдельных атомов (характеризуется параметрами их энергии и колебаний), так и общество по мере развития общественной морали проходит четыре состояния-тираническое, крепостническое, либеральное и сервистическое, причем уровень общественной морали в целом связан с моральными поступками отдельного индивида.