Поделиться:

О знаменитости

Яльмар Рисер-Ларсен: биография


Яльмар Рисер-Ларсен биография, фото, истории - норвежский авиатор и полярный исследователь, один из создателей современных ВВС Норвегии
07 июня 1890 - 03 июня 1965

норвежский авиатор и полярный исследователь, один из создателей современных ВВС Норвегии

Биография

Яльмар Рисер-Ларсен родился в Осло, в возрасте 19 лет он поступил в Военно-морскую академию в Бергене, которую окончил в офицерском звании. С 1915 года он служил на военно-морском флоте, в Первой мировой войне участия не принимал, так как Норвегия объявила о своём нейтралитете. После войны Рисер-Ларсен был назначен руководителем предприятия по строительству самолётов для морской авиации, через два года его сменил на этом посту другой офицер. Рисер-Ларсен в 1921 году сдал экзамены на лицензию пилота и перешёл на работу в военное министерство, одновременно время от времени выполняя коммерческие рейсы.

В 1925 году уже знаменитый Руаль Амундсен предложил Рисер-Ларсену, как одному из опытнейших норвежских пилотов, принять участие в перелёте на Северный полюс. В экспедиции Амундсена и Эллсворта Рисер-Ларсен пилотировал один из двух самолётов Dornier Wal. Экспедиция стартовала 21 мая из Конгсфьорда на Шпицбергене. Через три часа после вылета у самолёта Рисер-Ларсена возникли неполадки и потребовалось совершить посадку. Рисер-Ларсен посадил самолёт без осложнений, однако второй самолёт получил повреждение. Это произошло на 87.733333, -10.5, в 136 морских милях от полюса. В течение 26 дней шесть участников экспедиции ремонтировали самолёты и расчищали взлётную полосу во льдах, пока 15 июня не удалось взлететь. Через семь часов оба самолёта вернулись на Шпицберген. Несмотря на то, что цель — Северный полюс — не была достигнута, перелёт Амундсена и Эллсворта стал сенсацией, так как ни один самолёт ранее не достигал такой широты и не летал в таких исключительных погодных условиях.

В следующем году Рисер-Ларсен вошёл в состав экспедиции на дирижабле «Норвегия», став штурманом. Руководили полётом Амундсен и итальянский конструктор дирижабля Умберто Нобиле. 11 мая дирижабль покинул Шпицберген, а менее чем через сутки, в 1:30 12 мая достиг полюса. Утром 14 мая «Норвегия» приземлилась на Аляске. Перелёт «Норвегии» стал первой неоспариваемой успешной попыткой достичь Северного полюса, так как заявления всех предыдущих претендентов, Кука, Пири и Бэрда, подвергались сомнению. Когда в 1928 году дирижабль «Италия» под командованием Нобиле потерпел катастрофу в Арктике, Рисер-Ларсен участвовал в поисках пропавших.

В период с 1929 по 1931 год Рисер-Ларсен участвовал в двух антарктических экспедициях, профинансированных норвежским судовладельцем и китопромышленником Ларсом Кристенсеном (Кристенсен организовал ряд экспедиций с 1927 по 1936 год, в результате которых было сделано много ценных открытий, а Норвегия заявила территориальные претензии на некоторые территории в Южной Атлантике и Антарктиде, в частности остров Буве и остров Петра I). Основные исследования проводил корабль «Норвегия», Рисер-Ларсен вместе с другим пилотом Финном Лютцов-Хольмом выполнял аэрофотосъёмку с гидроплана.

В 1933 году сокращения в вооружённых силах коснулись Рисер-Ларсена, но ему сразу предложили работу в гражданской авиакомпании Det Norske Luftfartsselska (DNL). Вскоре он возглавил компанию. После оккупации Норвегии Третьим рейхом он был вынужден эмигрировать в Лондон, а оттуда — в Северную Америку, где Рисер-Ларсен координировал деятельность военной и военно-морской авиации и создал тренировочный лагерь для норвежских лётчиков. За это время Рисер-Ларсен был произведён в адмиралы и вице-маршалы. Когда в 1944 году на основе существовавших подразделений были созданы Королевские военно-воздушные силы Норвегии, их возглавил Рисер-Ларсен. Однако у него возникли конфликты со многими пилотами. В конце концов в 1946 году он был вынужден подать в отставку.

Рисер-Ларсен вернулся в DNL. В этот период происходило формирование новой авиакомпании Scandinavian Airlines System, которая объединила ресурсы трёх национальных авиаперевозчиков скандинавских стран. В SAS Рисер-Ларсен отвечал за межконтинентальные маршруты, его главной заслугой считается организация сообщения с Северной Америкой и Дальним Востоком кратчайшим маршрутом через Северный полюс.

В 1958 году Рисер-Ларсен выпустил книгу мемуаров Femti ?r for Kongen («Пятьдесят лет за короля»).

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Чарльз Роберт Дарвин Чарльз Роберт Дарвин

создатель теории эволюции живых организмов, английский натуралист, естествоиспытатель и путешественник

Вячеслав Евгеньевич Якушкин Вячеслав Евгеньевич Якушкин

исследователь русской истории и истории русской литературы

Николай Михайлович Ядринцев Николай Михайлович Ядринцев

сибирский публицист и общественный деятель, исследователь Сибири и Центральной Азии, один из основоположников сибирского областничества, первооткрыватель древнетюркских памятников на реке Орхон, столицы Чингисхана Каракорума и Орду-Балыка — столицы Уйгурского каганата в Монголии

Линкольн Эллсворт Линкольн Эллсворт

бизнесмен и полярный исследователь из Соединённых Штатов Америки

Эдвард Джон Эйр Эдвард Джон Эйр

английский исследователь Австралии, губернатор Ямайки

Леопольд Эйартц Леопольд Эйартц

французский астронавт-исследователь CNES

Райнхольд Эвальд Райнхольд Эвальд

немецкий астронавт-исследователь DLR

Исаак Шёнберг Исаак Шёнберг

румынский и американский математик, известный, прежде всего, открытием сплайнов

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора