Поделиться:

О знаменитости

Виктор Расторгуев: биография


Виктор Расторгуев биография, фото, истории - советский лётчик-испытатель
30 октября 1910 - 16 августа 1945

советский лётчик-испытатель

Летная биография

Планеризм

В 1930 году из Саратова приехал на заработки в Крым. Работал шофёром.

В посёлке Коктебель познакомился с планеристами на горе Клементьева .

В 1931 окончил Высшую лётно-планерную школу в Коктебеле и остался в ней лётчиком-инструктором.

C 1933—1934 работает в саратовском аэроклубе.

В 1934г в составе воздушного поезда из двух планеров пролетел по маршруту Саратов-Москва.

В 1935г установил рекорд продолжительности полета на двухместном планере, продержавшись в воздухе 26 часов, 29 минут.

В 1936 г. совершает рекордный полет над морем. впервые прокладывает рейс из Крыма на материк через море.

С 1937 по 1939 был командиром планерного отряда Центрального аэроклуба.

Весной 1937 года на планере ГН-7 конструктора Г. Ф. Грошева совершил ряд полетов на дальность, которые официально зарегистрировали как мировые рекорды: 539 км а потом 602 км, 652 км. За эти достижения он был награждён орденом «Знак Почета»

Работа лётчиком-испытателем

С 1939 по 1941 работал лётчиком-испытателем в ЦАГИ.

Перед войной с другими летчиками испытателями участвовал в тестировании немецких боевых самолетов. Виктор Леонидович провел всесторонние испытания немецкого истребителя «Фокке-Вульф-190». Этот эпизод хорошо описан в книге летчика испытателя В. И. Шелеста «Лечу за мечтой»

25 марта Питер митинг оппозиции и арест за стихи



Все видео

С апреля 1941 по май 1945 работал в ЛИИ.

В июле-августе 1941 В.Л. Расторгуев участвовал в обороне Москвы. Но ни в одном из полетов не встретился с немецкими летчиками.

2 сентября 1941 года выполнил первый полёт и провёл испытания планеров [Г-11] и А-7. 18 августа 1942 года — ЛС. Самолёты Як-3ПД 3 октября 1944 года, Як-3 с ВК-108 — 19 декабря 1944 года, Як-3РД — 22 января 1945 года, Як-3Т — 24 января 1945 года.

Провёл испытания:ЛаГГ-3 на флаттер (1941); Як-3 на штопор (1944); Як-5 (1944); Як-8 (1944); Як-10 (1945).

Зарекомендовал себя как выдающийся специалист по плоскому штопору.

Расторгуев впервые в стране испытал на штопор двухмоторный пикирующий бомбардировщик Пе-2, а в 1943 году вместе с Алексеем Гринчиком провел сложнейшие испытания истребителя Ла-5 на перевернутый штопор. Попав в такой штопор в воздушном бою из положения вверх колесами, молодые летчики покидали самолет. Результаты испытаний помогли на фронтах научиться усмирять сложные виды штопоров.

Марк Галлай в своей автобиографической книге "Испытано в небе" так написал о Викторе Леонидовиче:

Испытания ЯК-3РД

В 1945 году перешёл на работу в ОКБ А. С. Яковлева. В эти годы отечественные КБ начали проводить активные разработки в области реактивной техники. В ОКБ А. С. Яковлева была разработана модификация Як-3РД с ЖРД РД-1 конструкции известного конструктора ракетных двигателей В. П. Глушко.

15 августа, при испытаниях после нормального включения ЖРД через 10…15 с упала тяга при одновременном падении давления керосина. Спустя ещё несколько секунд кабина наполнилась брызгами и парами керосина, попавшими в лицо и глаза летчика, что крайне затруднило пилотирование. Летчик выключил РД и благополучно сел на Центральном аэродроме.

На земле комиссия обнаружила обрыв шунтовой трубки керосиновой магистрали высокого давления. Неисправность устранили.

Самолет планировали показать на параде в день авиации.

Но 16 августа 1945 года при выполнении испытательного полёта В. Л. Расторгуев погиб.

После включения ЖРД самолет набрал высоту 2500 и, сделал «площадку» и плавно перешёл в пикирование, угол которого стал постепенно увеличиваться. На пикировании, сначала почти отвесном, а у земли 45…50°, самолет врезался в землю у поселка Сокол (сейчас станция метро Сокол).

Этот эпизод хорошо описан в книге летчика испытателя В. И. Шелеста «Лечу за мечтой».

Причины гибели

Причину катастрофы установить не удалось В акте комиссии высказано предположение, что причиной катастрофы могла быть потеря летчиком способности управлять самолетом или поломка в системе управления рулем высоты.

Несколько расходится с этими версиями описание этого момента в мемуарах конструктора Евгения Адлера «Земля и небо». В своей книге он пишет:

Также не совпадает с официальной версией рассказ летчика-испытателя Тарощина Л. И.:

Кратер на обратной стороне Луны

В. П. Глушко после облета и фотографирования советскими искусственными спутниками Луны предложил назвать один из открытых кратеров на обратной стороне Луны именем Расторгуева.

Благодаря поддержке В. П. Глушко, в 1967 г. была успешно завершена подготовка второй части «Атласа обратной стороны Луны», первой в мире Полной карты Луны и полного глобуса Луны.

Авторский коллектив «Атласа обратной стороны Луны»(часть 2) во главе с Ю. Н. Липским посвятил это издание памяти С. П. Королева. В. П. Глушко подарил экземпляр атласа жене летчика Расторгуевой Этте Львовне. Впоследствии американская сторона не согласилась с названиями кратеров и переименовала их в честь своих пилотов. Этот спор так и не был доведен до логического конца.

Место захоронения

Виктор Расторгуев похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Награды

  • Орден Красного Знамени
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта»

Расторгуева Галина Викторовна

Дочь В. Л. Расторгуева Галина Викторовна тоже стала известным летчиком испытателем. Она поставила ряд международных рекордов на вертолетах.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Борис Николаевич Юрьев Борис Николаевич Юрьев

выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы

Жан-Пьер Эньере Жан-Пьер Эньере

французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований

Вальтер «Гулле» Эзау Вальтер «Гулле» Эзау

немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха

Франк Кендэл Эверест Мл. Франк Кендэл Эверест Мл.

американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс

Леопольд Штейнбатц «Бази» Леопольд Штейнбатц «Бази»

немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант

Сергей Максимович Шерстобитов Сергей Максимович Шерстобитов

военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор

Юрий Георгиевич Шаргин Юрий Георгиевич Шаргин

российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ

Борис Григорьевич Чухновский Борис Григорьевич Чухновский

советский авиатор, один из первых полярных лётчиков

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!