Поделиться:

О знаменитости

Александр Гербертович Раппапорт: биография


Александр Гербертович Раппапорт биография, фото, истории - архитектор, теоретик архитектуры, архитектурный критик, искусствовед, доктор искусствоведения, член Союза архитекторов России
День рождения 23 октября 1941

архитектор, теоретик архитектуры, архитектурный критик, искусствовед, доктор искусствоведения, член Союза архитекторов России

Биография

Сын кинорежиссера Герберта Раппапорта и художника кино Л.П.Шильдкнехт. В 1959—1965 гг. учился в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ); в 1964 г. — класс рисунка В.И.Шухаева (Тбилиси); в 1967—1970 гг. — в аспирантуре НИИТАГа. До 1977 г. — участник Московского Методологического кружка под руководством Г.П.Щедровицкого. В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры на тему «Формирование теоретических концепций в современном архитектурном проектировании». В 2002 г. — докторскую диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему «К пониманию архитектурной формы».

Работал архитектором в ЛенНИИП градостроительства (1965—1969); зав. лабораторией социологических исследований Московского научно-исследовательского и проектного института объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (МНИИПОКОЗ) (1972—1977); зав. сектором Института культуры МК РСФСР (1977), Москва; старшим научным сотрудником НИИТАГа (1978—1984); зав. отделом НИИТАГа (1984—1991); журналистом Всемирной службы Би-Би-Си (1991—2001), Лондон. В настоящее время — ведущий научный сотрудник отдела теории архитектуры НИИТАГа.

Системный кризис в архитектуре (часть 1)



Все видео

Автор более 200 публикаций по архитектуре, методологии архитектурно-градостроительного и дизайнерского проектирования, теории архитектуры и дизайна, изобразительному искусству, мультипликационного кино и фотографии в разных странах (Россия, Болгария, Латвия, Грузия, Украина, Эстония, Польша, Германия, Франция, Италия, Великобритания, США).

Книги и статьи А. Г. Раппапорта

  • Что такое «хорошо»? // Строительный рабочий. — Ленинград. — 1968. — №43(17117). — С.10—11.
  • Классификация уровней проблем в теории градостроительства // Обзор архитектурно-социологических исследований ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. — М., 1970 (Серия: Градостроительство. — Вып.2).
  • Градостроительные утопии ХХ века: Западные архитекторы в поисках решения социальных проблем // Строительство и архитектура Ленинграда. — 1970. — №10.
  • Предмет теории композиции в архитектуре // Архитектурная композиция: Современные проблемы / Ред. Иконников А.В. — М.: Стройиздат, 1970. — С.38—40.
  • Проектное прогнозирование как проблема теории проектирования // Проблемы прогнозирования и комплексного проектирования предметной среды: Тезисы докладов к семинару. — М.: ВНИИТЭ, 1971.
  • В соавт. с Б.Сазоновым. Проблемы будущего и трансформация проектирования // Бюллетень «Техническая эстетика». — 1972. — №1.
  • Проблемы анализа графических средств проектирования // Методология исследования проектной деятельности. Тезисы сообщений Всесоюзной научной конференции «Автоматизация проектирования как комплексная проблема совершенствования проектного дела в стране». — Сб.2. — М., 1973. — С.87—96.
  • Проблемы формы в современном проектировании // Бюллетень «Техническая эстетика». — 1974. — №8.
  • От определений проектирования к его теории // Проблемы теории проектирования предметной среды. — М.: ВНИИТЭ, 1974 (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». — Вып.8). Или: Изд.2, испр. — М.: ВНИИТЭ, 1975.
  • Принципы организации перманентного проектирования // Автоматизация строительного проектирования / Под общ. ред. А.А.Гусакова. — М.: ЦНИПИАСС, 1975 (Труды института / Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментыльный институт автоматизированных систем в строительстве. — Вып.8).
  • Проблема пространства в проектировании системных объектов // Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне: Материалы Всесоюзной конференции «Художественное конструирование комплексных объектов в машиностроении и приборостроении» (1976). — М., 1977.
  • В соавт. с Ю.Бочаровым. Градостроительные трактаты Ле Корбюзье и проблемы современного проектирования // Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия. — М.: Стройиздат, 1976. — С.127—135.
  • Проблемы методики проектирования по прототипам и в системном проектировании без прототипов // Методика художественного конструирования / Отв. редактор Ю.Б.Соловьев. — М., 1978.
  • В соавт. с К.Кондратьевой. Колористика в художественно-конструкторском образовании // Промышленное искусство: межвузовский тематический сборник трудов. — Вып.1. — М.: Издательство МАРХИ, 1980. — С.76—84.
  • Стиль как программа // Проблемы формализации средств художественной выразительности: стиль, фирменный стиль, стайлинг, мода / Отв. ред. С.О.Хан-Магомедов. М.: ВНИИТЭ, 1980 (Материалы конференций, семинаров, совещаний). — С.57—58.
  • К вопросу о поэтике предметно-пространственной среды (тезисы) // Бюллетень «Техническая эстетика». — 1981. — №1.
  • Категории и понятия проектно-художественного мышления // Разработка терминологического аппарата дизайна: методические материалы / Отв. ред. Г.Л.Демосфенова. — М.: ВНИИТЭ, 1982.
  • Стиль и среда // Декоративное искусство СССР. — 1983. — №5.
  • Средовой подход и идеология проектирования // Психология и архитектура: Тезисы конференции. — Ч.1 / Под ред. Т.Нийта, М.Хейдметса, Ю.Круусвалла. — Таллин, 1983. — С.96—98.
  • Эксперимент. Что он дает? (о творчестве Ф.Инфантэ) // Московский художник. — 1983. — № 35 (1047).
  • Отражения отражений (о фотографиях Ф.Инфантэ) // Советское фото. — 1983. — №12.
  • Жест и пространство в искусстве мультипликации // Проблема синтеза в художественной культуре / Отв. ред. Б.В.Раушенбах — М.: Наука, 1985. — С.67—75.
  • Место поэтики в развитии архитектурно-теоретических знаний // Проблемы формообразования в архитектуре: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.С.Лебедева. М.: ЦНИИП градостроительства, 1985. — С.70—77.
  • Не утопия ли это? К истории «средового видения» // Декоративное искусство СССР. — 1986. — № 4.
  • Архитектурная критика на пороге перемен // Год архитектуры: Сборник (к VIII съезду Союза архитекторов СССР). М.: Стройиздат, 1987. — С.182—184.
  • Глубина резкости // Советское фото. — 1988. — №6. — С.23—24.
  • Фантазии вместо утопии // Архитектура (приложение к «Строительной газете»). — 1988. — № 22(686). Или: Fantasia contro utopia, Catalogo di esposizione Metametropolis // Le citta del Mondo e il futuro delle metropoli. Partecipazioni internazionali, Catalogo della XVII Triennale di Milano. Milano: Electa editrice, 1988.
  • Историческое время в фотографии // Мир фотографии / Сост. В.Стигнеев и А.Липков. — М.: Планета, 1989. — С.35—39.
  • Sprache und Architektur des «Post-Totalitarismus» // Papierarchitektur: neue Projekte aus der Sowjetunion; 4. M?rz 1989 — 14. Mai 1989, Deutsches Architekturmuseum. Herausgegeben von Heinrich Klotz mit einem Beitrag von Alexander G. Rappaport. Frankfurt am Main, Deutsches Architekturmuseum, 1989. — ISBN 3-927789-06-2 — ISBN 3-927789-06-2
  • From images to principles (in Y. Avvakumov) // Models of Agitarch. Catalogue of the exhibition «AGITARCH models». Linssen Gallery / Galerie Linssen, Cologne / K?ln, 1989.
  • Утопическое в проектировании, вчера и сегодня // Футуродизайн—89: Первая Всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования / ГКНТ СССР, ВНИИ техн. эстетики. — М., 1990. — С.73—80.
  • Мифологический субстрат советского художественного воображения // Искусство кино. — 1990. — № 6. — С.92—94.
  • Историческое и вечное в архитектуре // Проблемы истории архитектуры: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции в Суздале. — Ч.1. — М.: ВНИИТИАГ, 1991. — С.11—14.
  • From error to terror // International Architecture and construction. — London, 1993. — Vol.1. — Issue 2. — P.107—110.
  • Внутренний космизм в творчестве Франциско Инфантэ // Волшебная гора, выпуск 2. — М., 1993. — С. 338-347.
  • «Сталинский ампир» — гипнотизм и наркотизм стиля // Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления / Сост. и отв. ред. Ю.Л.Косенкова. М.: КомКнига, 2010. —496с. — ISBN 978-5-484-01138-4

Исследования А. Г. Раппапорта на правах рукописи

Рецензии А. Г. Раппапорта

Переводы А. Г. Раппапорта

Публичные выступления

Интервью

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Авраам Ясский Авраам Ясский

израильский архитектор

Ясныгин Иван Денисович Ясныгин Иван Денисович

архитектор, автор градостроительного плана застройки г

Юлиан Янушевский Юлиан Янушевский

виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма

Павел Янак Павел Янак

чешский архитектор

Николай Иванович Якунин Николай Иванович Якунин

русский архитектор, банкир

Аскольд Павлович Якубовский Аскольд Павлович Якубовский

русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст

Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф

немецкий архитектор, представитель раннего классицизма

Юварра, Филиппо Юварра, Филиппо

итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко

Алексей Тайчер — создатель группы «ТФМ». Биография и активы предпринимателя.

Алексей Тайчер — создатель группы «ТФМ». Биография и активы предпринимателя.

Карьерный путь Бориса Листова

Карьерный путь Бориса Листова

Сергей Домогацкий: как с нуля вывести компанию в лидеры рынка

Сергей Домогацкий: как с нуля вывести компанию в лидеры рынка