Биография
Василий Кузьмич Радаев родился 13 марта 1907 года в селе Большой Толкай Подбельского района, ныне Похвистневский район Самарской области, в семье крестьянина.
Свою трудовую деятельность начал с помощника библиотекаря (1920).
В 1925-28 гг. - ответственный секретарь волостного комитета ВЛКСМ в селе Малый и Большой Толкай.
В 1929-30 годах - председатель сельсовета и колхоза «Май»(Большой Толкай);
После окончания рабфака в комвузе поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, который закончил в 1934 году.
1934-35 гг. - редактор ардатовской («За колхозы») и дубёнской («Омбоце пятилетканть кис» — «За вторую пятилетку») районных газет республики Мордовии, литературный редактор журнала «Сятко»;
В 1935-37 годах - учёный секретарь, научный, старший научный сотрудник Мордовского научно-исследовательского института национальной культуры.
Работал учителем в школе села Большой Толкай), преподавателем Ичалковского педучилища в Мордовии,
Результатом его педагогической деятельности явилось воспитание следующего поколения эрзянских поэтов и деятелей культуры Мордовии (Числав Журавлев, Михаил Втулкин и другие)
Бугурусланский уезд издавна был одним из важных центров формирования эрзянской национальной культуры и литературы. Отсюда в литературу пришла большая группа поэтов, учёных, писателей - П.С. Кириллов, Т.А. Раптанов, К.С. Петрова, А. Моро, А. М. Лукьянов и др., в т. ч. известные эрзянские сказители А.С. Журавлёв, К.Г. Батраев, И.П. Новокаев, Е.П. Бузуев, Я.В. Губернский, И.П. Верховцев, С.М. Люлякина. Со всеми Радаев был в близких, дружеских отношениях, такое знакомство плодотворно способствовало его творчеству. Многие помогали ему в сборе эрзянского фольклора, легенд и преданий, народных песен, всё, что составивило впоследствии содержательную и художественно-эстетическую основу созданного им эпоса.
Участник Великой Отечественной войны.
Умер 6 декабря 1991 года в селе Берсеневка Лямбирского района Республики Мордовии. Похоронен в Саранске.
Труды
Автор критических статей по различным проблемам эрзянской литературы, по творчеству отдельных писателей.
Занимался сбором фолклора, обработкой сказаний эрзянского народа.
Первое стихотворение «Пастухонь думат» («Думы пастуха») вышло в 1926 году в газете «Якстере теште» («Красная звезда»).
В 20-е годы XX века стал писать в различные газеты («Голос молодежи», «Молодая деревня» и «Беднота»).
Пишет художественные произведения на родном эрзянском языке. В своих довоенных очерках, рассказах, стихотворениях писатель повествует об обновляющейся деревне, об изменении психологии труженика села, о новых прогрессивных явлениях, способствующих укреплению экономики страны.
Будучи школьным преподавателем, Василий Радаев писал и для детей. Спустя многие десятилетия молодежь читает его произведения «Бишка», «Интернат», «Тетят-церат» («Отец с сыном»), «Максозь вал» («Обещанное слово»), «Тимуровец» («Тимуровцы»).
Прозаические произведения опубликованы в сборниках «Вечкевикс содавиксэнь» («Любимые знакомые», 1964), «Шошма леенть чиресэ» («На Шошме-реке», 1967), «Истяяк сакшны часиясь» («И так приходит счастье», 1969) и др.
Из прозаических произведений Радаева хрестоматийной стала его повесть «Сад» (1940), где на интересном жизненном материале остро, художественно убедительно показаны новые взаимоотношения между представителями молодого поколения колхозного села, отношение молодых к личному и общественно¬му. Сад как бы символизирует светлые, добрые начала, за которые как раз и ратуют положительные герои повести.
В развитие мордовской литературы В. Радаев внёс свою весо-мую лепту и как критик. Им написано множество литературно-критических статей по различным проблемам эрзянской литературы, по творчеству отдельных мордовских писателей: «Как надо и как не надо учиться у классиков», «Об эрзянской художе-ственной литературе молодых», «Как и о чем пишет Никул Эркай», «Об ударении в эрзянском языке», «Голоса молодых», «Молодым необходима помощь» и многие другие.
Будучи великолепным мастером обработки народных сказаний Василий Кузьмич очень много времени и сил уделял сбору и обработке эрзянского фольклора, записывал многочисленные легенды и предания Куйбышевской, Оренбургской областей, делал литературную обработку этих материалов. Результатом четырех десятилетий такой плодотворной работы явилась эпическая поэма «Сияжар» (1960). Которая стала носителем и выразителем энциклопедии родного языка и представляет собой концентрат эрзянского фольклора и искусства. Поэма «Сияжар» без преувеличения является эпосом эрзянского народа, который можно поставить в один ряд с «Калевалой» и «Калевипоэгом»
На основе фольклорных материалов была написана на эрзянском языке «Пенза ды Сура» («Пенза и Сура», 1972). Совместно со своим другом писателем Михаилом Алексеевичем Втулкиным составляет сборник «Эрзянь легендат, преданият ды евтамот» («Эрзянские легенды, предания и сказы», 1977), «Тюштя» (1991).