Поделиться:

О знаменитости

Василий Радаев: биография


Василий Радаев биография, фото, истории - эрзянский народный поэт и писатель, создатель народного эпоса «Сияжар»
13 марта 1907 - 06 декабря 1991

эрзянский народный поэт и писатель, создатель народного эпоса «Сияжар»

Биография

Василий Кузьмич Радаев родился 13 марта 1907 года в селе Большой Толкай Подбельского района, ныне Похвистневский район Самарской области, в семье крестьянина.
Свою трудовую деятельность начал с помощника библиотекаря (1920).
В 1925-28 гг. - ответственный секретарь волостного комитета ВЛКСМ в селе Малый и Большой Толкай.
В 1929-30 годах - председатель сельсовета и колхоза «Май»(Большой Толкай);
После окончания рабфака в комвузе поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, который закончил в 1934 году.
1934-35 гг. - редактор ардатовской («За колхозы») и дубёнской («Омбоце пятилетканть кис» — «За вторую пятилетку») районных газет республики Мордовии, литературный редактор журнала «Сятко»;
В 1935-37 годах - учёный секретарь, научный, старший научный сотрудник Мордовского научно-исследовательского института национальной культуры.
Работал учителем в школе села Большой Толкай), преподавателем Ичалковского педучилища в Мордовии,
Результатом его педагогической деятельности явилось воспитание следующего поколения эрзянских поэтов и деятелей культуры Мордовии (Числав Журавлев, Михаил Втулкин и другие)
Бугурусланский уезд издавна был одним из важных центров формирования эрзянской национальной культуры и литературы. Отсюда в литературу пришла большая группа поэтов, учёных, писателей - П.С. Кириллов, Т.А. Раптанов, К.С. Петрова, А. Моро, А. М. Лукьянов и др., в т. ч. известные эрзянские сказители А.С. Журавлёв, К.Г. Батраев, И.П. Новокаев, Е.П. Бузуев, Я.В. Губернский, И.П. Верховцев, С.М. Люлякина. Со всеми Радаев был в близких, дружеских отношениях, такое знакомство плодотворно способствовало его творчеству. Многие помогали ему в сборе эрзянского фольклора, легенд и преданий, народных песен, всё, что составивило впоследствии содержательную и художественно-эстетическую основу созданного им эпоса.

Участник Великой Отечественной войны.

Умер 6 декабря 1991 года в селе Берсеневка Лямбирского района Республики Мордовии. Похоронен в Саранске.

Труды

Автор критических статей по различным проблемам эрзянской литературы, по творчеству отдельных писателей.
Занимался сбором фолклора, обработкой сказаний эрзянского народа.
Первое стихотворение «Пастухонь думат» («Думы пастуха») вышло в 1926 году в газете «Якстере теште» («Красная звезда»).
В 20-е годы XX века стал писать в различные газеты («Голос молодежи», «Молодая деревня» и «Беднота»).
Пишет художественные произведения на родном эрзянском языке. В своих довоенных очерках, рассказах, стихотворениях писатель повествует об обновляющейся деревне, об изменении психологии труженика села, о новых прогрессивных явлениях, способствующих укреплению экономики страны.
Будучи школьным преподавателем, Василий Радаев писал и для детей. Спустя многие десятилетия молодежь читает его произведения «Бишка», «Интернат», «Тетят-церат» («Отец с сыном»), «Максозь вал» («Обещанное слово»), «Тимуровец» («Тимуровцы»).
Прозаические произведения опубликованы в сборниках «Вечкевикс содавиксэнь» («Любимые знакомые», 1964), «Шошма леенть чиресэ» («На Шошме-реке», 1967), «Истяяк сакшны часиясь» («И так приходит счастье», 1969) и др.
Из прозаических произведений Радаева хрестоматийной стала его повесть «Сад» (1940), где на интересном жизненном материале остро, художественно убедительно показаны новые взаимоотношения между представителями молодого поколения колхозного села, отношение молодых к личному и общественно¬му. Сад как бы символизирует светлые, добрые начала, за которые как раз и ратуют положительные герои повести.
В развитие мордовской литературы В. Радаев внёс свою весо-мую лепту и как критик. Им написано множество литературно-критических статей по различным проблемам эрзянской литературы, по творчеству отдельных мордовских писателей: «Как надо и как не надо учиться у классиков», «Об эрзянской художе-ственной литературе молодых», «Как и о чем пишет Никул Эркай», «Об ударении в эрзянском языке», «Голоса молодых», «Молодым необходима помощь» и многие другие.
Будучи великолепным мастером обработки народных сказаний Василий Кузьмич очень много времени и сил уделял сбору и обработке эрзянского фольклора, записывал многочисленные легенды и предания Куйбышевской, Оренбургской областей, делал литературную обработку этих материалов. Результатом четырех десятилетий такой плодотворной работы явилась эпическая поэма «Сияжар» (1960). Которая стала носителем и выразителем энциклопедии родного языка и представляет собой концентрат эрзянского фольклора и искусства. Поэма «Сияжар» без преувеличения является эпосом эрзянского народа, который можно поставить в один ряд с «Калевалой» и «Калевипоэгом»
На основе фольклорных материалов была написана на эрзянском языке «Пенза ды Сура» («Пенза и Сура», 1972). Совместно со своим другом писателем Михаилом Алексеевичем Втулкиным составляет сборник «Эрзянь легендат, преданият ды евтамот» («Эрзянские легенды, предания и сказы», 1977), «Тюштя» (1991).

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора