Биография
Принс родился и вырос в Миннеаполисе в семье чернокожего отца и белокожей матери. В юности увлекался записями Джеймса Брауна, Слая Стоуна, Джорджа Клинтона и Джими Хендрикса. В 1977 вступил в созданную мужем двоюродной сестры группу 94 East, а в 1978 г. выпустил первый сольник, для которого самостоятельно написал, спродюсировал, аранжировал и исполнил все песни.
Ранние записи Принса были революционными для ритм-энд-блюза: место традиционной духовой секции занимали головокружительные синтезаторные импровизации, в основе многих композиций лежали экономные ритмические пульсации драм-машин. На материале раннего творчества Принса музыкальные критики заговорили об особом «миннеаполисском звучании», которое противопоставлялось господствовавшему в ритм-энд-блюзе 1970-х мягкому «филадельфийскому звучанию». После Принса потеряло актуальность существовавшее прежде разделение ритм-энд-блюза на лирический «соул» и танцевальный «фанк»; каждая его композиция представляла собой оригинальный синтез этих направлений.
Эти черты проявились уже во втором альбоме артиста, «Prince» (октябрь 1979), в который вошёл его первый большой хит, «I Wanna Be Your Lover». Третий альбом «Dirty Mind» (октябрь 1980), опять написанный в одиночку, вызвал много шума своими откровенными, подчас провокационными текстами. Не менее эпатировали его колоритные, динамичные выступления в сапогах на огромных каблуках, которыми певец стремился компенсировать миниатюрный рост (157 см). Когда в 1981 г. Принс появился на разогреве у Rolling Stones на высоких каблуках, в вязаных гамашах, бикини и полушинели военного покроя, поклонники легендарной рок-группы забросали его мусором. Пошли слухи о нетрадиционности его сексуальной ориентации.
Пик популярности
В тот же 1981 г., вернувшись из вызвавшего противоречивые отклики «панк-фанк-тура» по США, Принс объявил о создании группы The Time, под эгидой которой в 1980-е было выпущено четыре альбома, единственным автором и исполнителем песен на которых оказался он сам. Группа как таковая существовала от концерта к концерту и была в конечном счёте переименована в The Revolution. В октябре 1982 г. на полки музыкальных магазинов поступил двойной альбом артиста, «1999», сделавший его имя известным за пределами США и превративший его в самого популярного музыканта планеты после Майкла Джексона. Две дорожки с альбома стали визитными карточками Принса и вошли в составленный журналом «Rolling Stone» список величайших песен всех времён — антиутопическая «1999» и полная эротического подтекста «Little Red Corvette».
Истерия вокруг имени Принса достигла пика в 1984 году, с выходом его самого успешного диска «Purple Rain», который сопровождался одноимённым фильмом. На протяжении всего года Принс господствовал в чартах, иногда одновременно возглавляя списки самых продаваемых в США альбомов, синглов и фильмов. На первой строчке Billboard 200 альбом провёл 24 недели подряд. Две песни с диска — «When Doves Cry» и «Let’s Go Crazy» — дошли до первой позиции в Billboard Hot 100, а величественная баллада «Purple Rain» остановилась на втором месте, но зато была удостоена «Оскара» как лучшая песня к фильму. Альбом «Purple Rain» стал зенитом успеха Принса у публики и критиков; он регулярно входит в списки лучших альбомов эпохи рок-н-ролла.
Изнурённый длительным туром по США (в котором его сопровождала подруга Аполлония), Принс объявил о временном прекращении концертной деятельности и съёмок на телевидении. На протяжении последующих лет он последовательно работал над расширением своей музыкальной палитры, обогащая её элементами панка, джаза, хип-хопа и новой волны. В 1986 г. последовали альбом и фильм «Parade», в которые вошла одна из наиболее характерных и узнаваемых песен Принса — «Kiss» (1-е место в США). Немногие авторы песен могли в то время сравниться с Принсом по востребованности — созданная им для Чаки Хан версия «I Feel for You» стала первой рэп-композицией, возглавившей британские чарты, а в 1990 г. Шинейд О’Коннор записала самый кассовый сингл года — пронзительную балладу «Nothing Compares 2 U», автором которой опять-таки был Принс. Даже легендарный Майлз Дэвис заявил, что мечтает поработать с Принсом, которого считает «самым многообещающим артистом нашего времени» и «новым Дюком Эллингтоном».