Поделиться:

О знаменитости

Анна Константиновна Поливанова: биография


Анна Константиновна Поливанова биография, фото, истории - российский лингвист

российский лингвист

Биография

Внучка философа Г. Г. Шпета, сестра физика М. К. Поливанова, двоюродная сестра балерины Е. С. Максимовой, тетя российского филолога К. М. Поливанова.

В 1962 г. поступила в Московский государственный университет на Отделение структурной и прикладной лингвистики (ОСиПЛ) филологического факультета.

С 1965 по 1982 г. ежегодно принимала активное участие в работе Задачной комиссии лингвистических олимпиад для школьников, под руководством проф. А. Д. Вентцеля стала профессиональным специалистом по составлению, редактированию и проверке лингвистических задач.

В 1967 г. защитила диплом о морфонологии русского словообразования и окончила университет. В том же году поступила в аспирантуру МГУ, где под руководством проф. А. А. Зализняка продолжила занятия русской словообразовательной морфонологией, и одновременно начала преподавать студентам ОСиПЛ курс лекций «Математические методы в лингвистике» (см. Математическая лингвистика). Окончила аспирантуру в 1970 г. В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию «Морфонология русского субстантивного основообразования», где был обоснован оригинальный порождающий подход к описанию правильных морфологических структур русского языка.

С 1969 по 1975 гг. под руководством И. А. Мельчука приняла активное участие в создании системы англо-русского автоматического перевода на основе идей теории лингвистических моделей «Смысл <=> Текст», в написании словарных статей для Толково-комбинаторного словаря русского языка, а также в проверке, редактировании и унификации статей других авторов этого Словаря. Опыт этой работы существенно повлиял на содержание спецкурсов для студентов ОСиПЛ.

После окончания аспирантуры А. К. Поливанова начинает уделять много времени подготовке молодых учёных. С конца 1960-хх г. до 1982 г. по приглашению руководителя ОСиПЛ проф. В. А. Звегинцева она ежегодно преподавала многочисленные курсы студентам ОСиПЛ. С 1970 г. по 1990-е годы преподаёт старославянский язык на ОСиПЛ/ОТиПЛ МГУ, а с 1991 г. по 2000 — также на ФТиПЛ РГГУ, а после 2000 г. — в Институте лингвистики РГГУ. С 1970 до 1982 г. она преподала студентам учебные курсы по разным дисциплинам — не только по лингвистике («Основы структурной лингвистики. Морфология», «Современный русский язык. Морфология»), но и по математике («Введение в математику»). С 1974 г. она ведёт также занятия по курсу «Основы структурной лингвистики. Фонетика и фонология», практикумы по исторической грамматике русского языка, а также спецкурсы по разнообразным темам, включая лексикографию, структурную типологию славянских языков и многое другое.

С 1982 г. по настоящее время, в связи с реорганизацией филологического факультета (и произошедшим тогда закрытием ОСиПЛ), А. К. Поливанова реализует своё преподавательское искусство преимущественно вне стен МГУ — в средней школе, уделяя много внимания теории и практике преподавания русского языка и математики в средней школе. Одновременно ею предпринимается попытка теоретического осмысления процесса составления и решения школьных задач с точки зрения современной эпистемологии и эротетической (вопросно-ответной) логики.

Научная деятельность

Сфера научных занятий А. К. Поливановой весьма широка. Уже начиная с середины 1970-х годов она выходит далеко за пределы русской морфонологии: это и уточнение понятия «чистовидовых приставок», и конкретные лексикографические описания русских приставочных глаголов, и семантика русских грамматических категорий (число существительного, вид глагола), и смысловая связность текста, и старославянская морфонология, и обобщённая постановка вопросов о методах семантического описания, о сущности грамматических единиц и правил, об определении предмета и базисных задач фонологии и морфонологии, морфологии и синтаксиса, и малоизученные вопросы, находящиеся на грани лингвистики и логики (такие, как роль категории истинности-ложности в лингвистическом познании). Однако в работах Анны Константиновны можно выделить и некоторый «инвариантный» лейтмотив — стремление к выяснению границ математизации в лингвистике, настойчивая постановка вопроса о степени точности, достижимой в лингвистическом описании. (Видимо, в пристальном внимании к данной проблематике сказалось то влияние, которое оказали на Анну Константиновну ещё в конце 1960-х и в начале 1970-х гг. такие учёные, как А. Д. Вентцель, А. А. Зализняк, И. А. Мельчук).

Комментарии

Андромеда Поливанова 2014-04-11 20:19:39

Хотелось бы более подробно узнать о Поливанововй А.К.

Андромеда Поливанова 2014-04-11 17:33:31

К сожалению, звук плохой - ничего, почти, не слышно. Интересно, где она сейчас преподает?

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Виктория Николаевна Ярцева Виктория Николаевна Ярцева

советский и российский лингвист, профессор

Алексей Дмитриевич Шмелёв Алексей Дмитриевич Шмелёв

русский лингвист

Иоганнес Шмидт Иоганнес Шмидт

немецкий лингвист, автор волновой теории языкового развития

Август Шлейхер Август Шлейхер

знаменитый немецкий языковед

Мухаммед-ага Шахтахтинский Мухаммед-ага Шахтахтинский

видный азербайджанский публицист, просветитель, востоковед, языковед, педагог и общественный деятель

Закир Шакирович Шакирович Закир Шакирович Шакирович

башкирский педагог и лингвист

Татьяна Владимировна Черниговская Татьяна Владимировна Черниговская

российский биолог, лингвист и психолог, специализируется в вопросах нейронауки и психолингвистики, а также Theory of mind

Джон Чедвик Джон Чедвик

британский лингвист, специалист по древнегреческому языку, завершивший дешифровку критского Линейного письма Б, которую начал Майкл Вентрис

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора