Поделиться:

О знаменитости

Эрвин Пискатор: биография


Эрвин Пискатор биография, фото, истории - один из крупнейших немецких театральных режиссёров ХХ столетия, теоретик театра, коммунист

один из крупнейших немецких театральных режиссёров ХХ столетия, теоретик театра, коммунист

Жизнь и творчество

Образование получил в Мюнхенском университете, где с 1913 года изучал историю театра. Начало творческой деятельности Э.Пискатора относится к концу 1919 года, когда он открывает в Кёнигсберге авангардистский театр «Трибунал». Однако местные власти сочли репертуар и манеру игры труппы «нежелательными» и «неправильно влияющими на зрителя», и театр закрыли.

Следующим его шагом была организация в 1920 году в Берлине «Пролетарского театра». Не имея постоянного помещения, труппа, состоявшая в основном из самодеятельных актёров, играла в основном на сценах рабочих клубов. Своей целью Э.Пискатор поставил выпуск агитационных политических спектаклей. Наиболее значимой постановкой этого периода был «День России» — часть политического обозрения из трёх небольших пьес: «Калеки», «У ворот», «День России».

«Пролетарский театр» просуществовал меньше года, и Э.Пискатор ещё около года искал новое место, пока ему не предоставилась возможность использовать Свободный народный театр (Freie V?lksb?hne). Этот период являлся наиболее продуктивным и зрелым в творческой биографии режиссёра. Здесь он ставит такие спектакли, как «Знамёна» (1924) и «Бурный поток» (1926) Паке, «Буря над Готландом» (1927) Велька. Действие в этих постановках соединяет вымышленные события с действительными, прославляет героизм революции. Режиссёр использует в своей работе на сцене и кинематограф, подчёркивающий историзм происходящего. В конце «Знамени» над сценой загоралась красная звезда, а в «Буре над Готландом» — шла беседа Ленина с матросами. Другой успешной постановкой Пискатора, сделанной им по предложению руководства Коммунистической партии Германии, стало театральное обозрение «Вопреки всему» (1925). На сцене Большого Дома актёра были показаны события, происходившие в Германии с 1914 по 1919 год, заканчиваясь сценой убийства Р.Люксембург и К.Либкнехта. Действие происходило в сложной конструкции, разделённой на ниши, коридоры и переходы.

В работах Пискатора, имевших в значительной степени агитационное значение, актёрская работа имела подчинённую роль. Вначале режиссёр использовал вообще преимущественно самодеятельных артистов, затем начал искать профессионалов. В основе многих его постановок лежали не пьесы, а специально написанные «под спектакль» режиссёрские сценарии. Иногда Пискатор обращался к классике. В 1926 году он ставит «Разбойников» Шиллера, однако в этом спектакле он действие переносит в ХХ век, а разбойников изображает как революционеров, борцов за народное дело. В этом спектакле режиссёр использует метод монтажа, часто применяемый им и впоследствии — например, в спектакле «Гоп-ля, мы живём!» по пьесе Эрнста Толлера. На сцене был сооружён фасад многоквартирного дома, и действие происходило в освещаемых поочерёдно комнатках-ячейках.

В 1928 году ставится спектакль «Похождения бравого солдата Швейка», в котором на рампе размещались два двигавшихся в противоположных направлениях конвейера, на которых располагались персонажи, что подчёркивало непрерывность сценического действия. Конвейер использовался Пискатором и в поставленной в 1929 году пьесе В.Меринга «Берлинский купец».

В 1927 Пискатор работает над пьесой А. Н. Толстого и П.Щеголева «Заговор императрицы». У Пискатора она ставится под названием «Распутин, Романовы, война и восставший против них народ». Постановка была приурочена к 10-летию Октябрьской революции, действие спектакля расширилось до октября 1917 года, режиссёр дописал более 10 новых эпизодов. При постановке применялась так называемая «сегментная сцена».

Открытый Пискатором в 1927 году собственный театр просуществовал недолго и вскоре закрылся из-за финансовых трудностей. Режиссёр продолжает работы на различных сценах, пишет книгу «Политический театр» (вышла в 1932 году, в 1934 — в СССР), в которой обобщает и анализирует свой творческий опыт; ставит пьесы советских авторов (А. Глебова, В.Билль-Белоцерковского).

В 1931 году Эрвин Пискатор переехал в СССР, где в 1934 году поставил художественный фильм «Восстание рыбаков» (по новелле А. Зегерс). В 1936 году он переселился во Францию, где выступал в поддержку республиканской Испании, а в 1939 — эмигрировал в США.

В Америке Эрвин Пискатор организовал театральную мастерскую, где постави «Короля Лира» Шекспира (1940) и «Эмилию Галотти» Лессинга. В 1951 году, обвинённый Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в «коммунизме», уехал в Европу. Работал в Западном Берлине, где в 1955, в «Шиллер-театре» успешно поставил спектакль по мотивам Войны и мира Л.Толстого. Впоследствии этот спектакль Пискатор ставил ещё 5 раз, в том числе в Швеции.

Начиная с 1962 года режиссёр работал в западноберлинской Фрайе Фольксбюне, где ставил «Робеспьера» Ромена Роллана (1963), Венецианский купец (1963) Шекспира, а также драматургию Петера Вайса, Рольфа Хоххута, Хайнера Киппхардта.

В 1958 году Эрвин Пискатор был награждён Командорским крестом ордена «За заслуги перед ФРГ».

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Ракова Нина Леонидовна Ракова Нина Леонидовна

актриса театра и кино

Джонни Депп Джонни Депп

американский актер

Брук  Шилдс Брук Шилдс

американская актриса

Холли Бэрри Холли Бэрри

американская киноактриса

Хилари Дафф Хилари Дафф

американская актриса, певица и писательница

Кирстен Данст Кирстен Данст

американская актриса

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора