Биография
Родился в семье математика Вагана Мироновича Петросянца (1903—1962) и его жены Беллы Григорьевны (1910—1967). Со школьных лет начал участвовать в самодеятельности — в бакинских клубах и домах культуры. Читал басни, стихи, фельетоны, играл сценки, участвовал в агитбригаде, играл в народных театрах, вёл концерты в сольном и парном конферансье и прочее. После окончания средней школы в 1961 году приехал в Москву, мечтая стать актёром. Окончил ВТМЭИ, где его учителями и наставниками были Р. Зелёная и А. Алексеев. С 1962 года начал выступать на профессиональной сцене.
В жанре конферанса Петросян проработал с 1964 по 1969 год: работал в качестве конферансье в Государственном оркестре РСФСР под руководством Леонида Утёсова, с 1969 по 1989 годы служил в Москонцерте.
- В 1970 году удостоен звания Лауреата на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
- В 1985 году окончил отделение режиссёров эстрады ГИТИСа. В этом же году был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.
- В 1991 году удостоен звания Народный артист РСФСР.
В интервью журналу «Афиша», опубликованном в апреле 2011 года, генеральный директор телекомпании «Дождь» Наталья Синдеева рассказала, что «много лет назад» имела отношение к премии «Серебряная калоша» и Евгений Петросян был на неё номинирован, но незадолго до её вручения Михаил Задорнов лично нашёл Наталью и уговорил её не присуждать премию Петросяну, подчеркнув: Петросян — настолько ранимый человек, что из-за вручения этой «шуточной» премии у него может случиться инфаркт.
Работа на эстраде
Евгений Петросян вместе с Л. Шимеловым и А. Писаренко подготовил программу «Трое вышли на эстраду» в 1973 году. В Московском Театре Эстрады проходили его программы и спектакли. Такие, как «Монологи» (1975, авторы Г.Минников, Л.Измайлов, А.Хайт); «Доброе слово и кошке приятно» (1980, автор А.Хайт); «Как поживаете?» (1986, авторы М.Задорнов, А.Хайт, А.Левин); «Инвентаризация» (1988, авторы М.Задорнов, А.Хайт, С.Кондратьев, Л.Французов и др.); «Дураки мы все» (1991, авторы А.Хайт, Г.Териков, В.Коклюшкин и др.); «Бенефис», «30 лет на эстраде», «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995, авторы М.Задорнов, С.Кондратьев, Л.Французов); «Когда финансы поют романсы» (1997, авторы М.Задорнов, Л.Французов, Л.Измайлов, Г.Териков, Н.Коростелева, А.Новиченко и другие). В 1999 году состоялась премьера нового спектакля «Семейные радости», идущего на сцене театра Эстрады и по сей день (авторы М.Задорнов, Н.Коростелева, Л.Натапов, А.Цапик, Л.Французов, Г.Териков, Г.Бугаев и другие).
В этих представлениях артист выступает не только как главный исполнитель монологов, но и как режиссёр-постановщик. Все спектакли имели большой зрительский успех и были высоко оценены прессой. Спектакли Петросяна отличаются своей стилистикой. Ему удалось расширить жанровые рамки традиционного театра миниатюр, где использовались, как правило, только монологи, фельетоны, сценки и моносценки. Петросян использовал и музыкальные пародии, и веселые жанровые песенки, расширил возможности музыкальной мозаики (наполнив её социально-политическим содержанием), и эстрадную клоунаду, и синхробуффонаду, и всевозможные интермедии, где актёры действовали от собственного лица, нередко подшучивая над главным артистом.
С 1979 года существует Театр эстрадных миниатюр Петросяна. При своем Театре Евгений Петросян создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX—XX веков: журналы, афиши, фото и др.
Работа на телевидении
- «Голубые огоньки» (в 1964 году вёл в прямом эфире)
- «Вечера юмора» (вместе с известной тележурналисткой Т. Коршиловой Петросян придумал и вёл её в концертном зале Останкино, которые явились предтечей телепередачи «Вокруг смеха»)
- «Артлото» (с 1973 по 1976 годы был ведущим популярной телепередачи)
- «Утренняя почта» Участвовал в (1975?1985)
- «Аншлаг» (1987?2000)