Поделиться:

О знаменитости

Михаил Николаевич Петерсон: биография


Михаил Николаевич Петерсон биография, фото, истории - российский лингвист, профессор, один из представителей московской
День рождения 22 сентября 1885

российский лингвист, профессор, один из представителей московской

Биография

Отец — Николай Павлович Петерсон (1844—1919), в юности школьный учитель в Ясной Поляне, лично знавший Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, поклонник философа Н. Ф. Фёдорова и издатель его трудов; мать из семьи Огарёвых.

Учился в гимназиях в Ашхабаде и в Верном, где работал судьёй его отец. В 1913 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета (где учился на одном курсе с Н. С. Трубецким), специализировался по сравнительному языкознанию и индоевропеистике под руководством В. К. Поржезинского. Был оставлен при кафедре сравнительно-исторического языкознания и санскрита. Преподавал в МГУ и других вузах Москвы сравнительную грамматику индоевропейских языков, санскрит, литовский язык, русский синтаксис и др.; доцент (с 1916), профессор (с 1925). Секретарь Московского лингвистического общества (1918—1923). Входил в различные комиссии Наркомпроса и ГУСа по преподаванию языков в школах. В 1925 и 1931 выезжал в загранкомандировки.

С конца 20-х подвергался проработкам за неприятие марризма, в печати был назван «представителем псевдонауки». После вывода филологических кафедр из МГУ в 1931 работал в МГПИ, в НИИ начальной школы, с 1938 в МИФЛИ. С созданием филфака МГУ в 1941 читал там курсы введения в языкознание, греческого и литовского языков, санскрита.

С середины 1940-х гг. работал также в Институте русского языка АН СССР. В конце 1940-х гг., в связи с идеологической кампанией последователей марризма, был вынужден оставить преподавание и практически не печатался. Вернулся к преподаванию на филологическом факультете МГУ после 1950 г., сумев — несмотря на продолжавшуюся критику сторонников «официальной» науки — передать студентам наследие фортунатовской школы и высокие профессиональные и этические стандарты (среди его учеников этого времени были Т. В. Булыгина, Т. Я. Елизаренкова, В. А. Кочергина, В. Н. Топоров и др.); под его редакцией вышли также избранные работы Ф. Ф. Фортунатова (1956).

В конце 1952 тяжело заболел и оставил преподавание.

Вклад в науку

Помимо многообразной преподавательской деятельности, Петерсон внёс вклад в изучение литовского языка и теории грамматики. Его наиболее значительной работой считается очерк русского синтаксиса, в которой он предпринял попытку приложения грамматической теории Фортунатова к явлениям синтаксического уровня; при изучении синтаксиса один из первых начал использовать статистические методы.

Петерсон известен также как методист, автор работ о преподавании французского и русского языков, о принципах русской орфографии и других проблемах. Написал орфографический словарь, в котором более 50 000 тысяч слов.

Основные работы

  • Очерк синтаксиса русского языка. М.; Пг., 1923.
  • Русский язык: Пособие для преподавателей. М.; Л., 1925.
  • Лекции по современному русскому литературному языку: Пособие для студентов педагогических институтов. М., 1941.
  • Современный французский язык. М., 1947 (в соавторстве с К. А. Ганшиной).
  • Введение в языкознание. М., 1952.
  • Система русского правописания. М., 1955.
  • Очерк литовского языка. М., 1955.

Литература о нём

  • Кузнецов П.С. Памяти М.Н. Петерсона // Вестник МГУ. Серия VII, филология, журналистика. 1963, № 3. С.91-94.
  • Кочергина В. А.. Михаил Николаевич Петерсон // Научные доклады высшей школы: Филологические науки, 1970, 6.
  • Кочергина В.А. Профессор Московского университета М.Н. Петерсон (1885-1962 г.) // Вопросы сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. Сборник памяти профессора М.Н. Петерсона. М., 1997. С.8-13. ISBN 5-89209-149-X
  • Кочергина В. А. Профессор Михаил Николаевич Петерсон. М., 1999
  • Винокур Т.Г. Взгляды М.Н. Петерсона на социальную природу языка в современном освещении // Там же. С. 14-23.
  • Нецецкая И.Г. Литуанистическое наследие М.Н. Петерсона // Там же. С.24-35.
  • Рапова Г.И. Учение М.Н. Петерсона о частях речи в его отношении к предшествующей грамматической традиции // Там же. С.36-45.
  • Боровская М.Г. М.Н. Петерсон и преподавание иностранных языков // Там же. С.46-53.
  • Алпатов В. М. Москва лингвистическая / Научный совет Российской Академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. — М.: Изд-во Института иностранных языков, 2001. — С. 25 - 29. — 104 с. — (Природное и культурное наследие Москвы). — 500 экз. — ISBN 5-88966-028-4

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Алевтина Анатольевна Черникова Алевтина Анатольевна Черникова

ректор МИСиС, учёный и политик

Лев Давыдович Лев Давыдович

краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума

Наталья Николаевна Яровенко Наталья Николаевна Яровенко

российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24

Гогэн Ямагути Гогэн Ямагути

выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги

Яблонский Нил Александрович Яблонский Нил Александрович

советский художник и преподаватель

Жерар Эккинг Жерар Эккинг

французский виолончелист лотарингского происхождения

Константин Жорж Ромен Эже Константин Жорж Ромен Эже

бельгийский учитель викторианской эпохи

Владимир Петрович Шмидт Владимир Петрович Шмидт

капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора