Биография
Арно Петерс родился в Берлине в 1916 году. После окончания абитура, учился в берлинском университете на факультетах истории и публицистики. Там же в 1945 году защитил докторскую степень.
С 1974 года работал руководителем института универсальной истории в Бремене. Отец семерых детей. Художник-любитель, также увлекался плаванием, велосипедным и парусным спортом. Умер 2 декабря 2002 года в Бремене.
Научная деятельность
Арно Петерса можно отнести[кто?] к универсальным учёным , область его исследований охватила историю, картографию, обществоведение, политику, экономику и музыку.
История
Стремясь преодолеть евроцентризм в исторических дисциплинах, Петерс разработал в 1952 году синхронно-оптический концепт мировой истории (исторический метод Петерса), в котором представлены 25 различных исторических цивилизаций и культур мира, сопоставленных друг с другом по времени (синхронно) и в табелярной форме (оптически). При этом история европейской цивилизации занимает равноправное место среди других цивилизаций Азии, Америки и Африки. Такое представление мировой истории отличается от евроцентрической историографии, которая рассматривает развитие цивилизаций по принципу преемственности друг от друга либо независимо друг от друга[нужна атрибуция мнения]. Петерс акцентирует внимание, что культуры и цивилизации во времени развиваются в тесном взаимодействии друг с другом и соответственно взаимно влияют друг на друга.
Картография
Петерс боролся с евроцентризмом также и в современной картографии. В 1973 году он создал карту мира (карта Петерса), в которой отобразил поверхность Земли в её неискаженном виде с помощью соответствия площади планеты и заменил градусную сетку координат прямоугольной (ортогональной) в децимальном измерении. Таким образом, объективное отображение положения континентов, стран и их соотношение друг к другу на карте Петерса изменилось. Искажение площади поверхности градусной сеткой, которое выражалось в основном растянутыми размерами территорий земной поверхности в направлении восток-запад и сжатыми в направлении север-юг, было устранено.
Следствием метода Петерса было оптическое уменьшение размера площади Европы и её удаление из центра мировой карты на север, в то время как африканский континент, Азия и Латинская Америка в силу их большой площади заняли центральное место.
Карта Петерса, кроме чисто технических новшеств, направленных на более объективное[нужна атрибуция мнения] отражение физической реальности, вызвала в Европе политический резонанс, направленный против разрушения устоявшегося евроцентрического взгляда, выражавшегося кроме прочего и в традиционной картографии.
До настоящего времени количество экземпляров карты Петерса в различных странах мира насчитывает более 80 миллионов, опубликованных на 7 языках.
На базе этой карты Петерс издал в 1989 году атлас (атлас Петерса), в котором представлены отдельные страны мира в одинаковом масштабе, что было новым в картографии. Это позволило напрямую сравнивать размеры площадей стран друг с другом. Как и в случае с картой Петерса, атлас также был направлен на устранение евроцентризма в картографии и предлагал объективный[нужна атрибуция мнения] взгляд на физико-географические параметры стран мира. Если в большинстве атласов мира половина места занимали карты европейских стран в увеличенном виде, а другую половину остальная 15/16 часть суши в уменьшенном, то в атласе Петерса все страны мира изображаются в одинаковом масштабе. При сопоставлении европейские страны выглядят довольно маленькими на фоне других, что, как и с картой Петерса, также вызвало резонанс в европейском мире.
Атлас Петерса был издан ЮНИСЕФ ООН и многими крупными издательствами Европы.
Музыка
В 1984 году Петерс разработал метод записи звуков с помощью цветов (запись Петерса). Для этого он применил раннее им разработанный метод отображения исторического времени оптическим способом (синхронно-оптический концепт мировой истории, см. выше). В музыке это выразилось отображением высоты тональности в её оптическо-цветовом варианте. Таким образом, Петерс сделал возможным запись любого звука цветом и в виде графического столбика, высота которого соответствует длине октавы.