Андреа Палладио: биография
Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци). Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Небольшой высокий амфитеатр, вмещающий 1000 человек, с каменными скамьями-ступенями обнесен сверху колоннадой, увенчанной статуями. Сквозь арку и четыре боковых проема, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе).
«Четыре книги об архитектуре» и палладианство
Архитектурное и литературное наследие Палладио («Римские древности» — своеобразный путеводитель по римским руинам, изученным самим Палладио, 1554; комментарии с рисунками к Витрувию, изданные Даниэле Барбаро, 1556; «Четыре книги об архитектуре», 1570; работа по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574 г, и др.), сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIII вв. (Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент — в Англии, Винченцо Скамоцци — в Италии, Джакомо Кваренги — в России, Томас Джефферсон — США, и т. д.). Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства, обращение к которому остается актуальным в архитектуре до настоящего времени. Вместе с сыновьями Палладио подготовил новый перевод «Записок о Галльской войне» Цезаря (1574).
Всемирное наследие
«Волнующая вечность оказалась суждена искусству Палладио. Никакой другой архитектор не был так чужд шаблону и постоянной формуле. Каждое свое здание Палладио решал наново не только в общем, но и во всех частностях. Он не стремился похитить у Рима готовые эффекты форм, как хотели одни, или вырвать у него секрет славы, о чем мечтали другие. Организм древней архитектуры он изучал солидно, терпеливо, внимательно и бескорыстно. Он жил в убеждении, что это не чья-то чужая архитектура, рядом с которой возможна какая-то иная, но что это вообще единственная возможная и нужная архитектура. Его воображение не отягощено и не переполнено; оно не вступает в трагическое противоречие с законами искусства, потому что законы архитектуры живут в душе Палладио так же инстинктивно, как живет в душе Пушкина инстинктивный закон стиха. Как Пушкин, он есть сам своя норма, раскрывающаяся у обоих в каждом явлении их искусств и, быть может, в каждом их жизненном движении».
В 1994 году виллы Палладио в Виченце и окрестностях были объявлены ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. К их числу относятся:
- Годи-Малинверни в Лонего ди Луго, 1537—1542, 1549—1552;
- Вальмарана-Брессан в Вигадолло ди Монтичелло Конте Отто, 1541—1543 гг.;
- Пизани-Ферри в Баньоло ди Лониго 1542—1544, ок. 1561/1562-1566/1569 гг.;
- Гаццотти-Марчелло в Бертизана, ок. 1542—1547; 1550—1555 гг.;
- Сарачено-Ломбарди в Финале ди Агульяро,. ок. 1545—1548;
- Кьерикати-Риго в Ванчимульо, 1547/1548-1554, 1574—1580 гг.;
- Кальдоньо в Кальдоньо, ок. 1548/1549-1552, 1569—1570 гг.;
- Барбаро-Вольпи в Мазер, 1549—1558 гг. фрески кисти П. Веронезе, 1560—1562 гг.;
- Пойяна в Пойяна Маджоре, ок. 1549—1556 гг.),— все близ Виченцы;
- Пизани-Плакко в Порта Падова, Монтаньяна (Падуя), 1552/1553-1555 гг.;
- Корнаро-Габле в Пьомбино, в 30 км от Венеции, 1552—1553 гг.;
- Сарего в Санта-София ди Педемонте (Верона), 1552/1553 (?) — 1569 гг.;
- Бадоэр во Фратта Полезина (Ровиго), в долине р. По, 1556/1557-1563;
- Фоскари («Ла Мальконтента») в Мальконтента ди Мира, близ Венеции, 1558 г;
- Дзен в Чессальто в Донегал ди Чассальто (Тревизо), ок. 1558—1566 (?) гг.;
- Эмо-Каподилиста в Фанцоло де Веделаго (Тревизо), ок. 1559—1565 гг.;
- Форни-Коста в Монтеккьо Прекальчино (Виченца), 1560-е (?),
- и ряд других (некоторые разрушены в последующие века).
Ключевые даты
«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры — они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир — по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина - выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место».
Удине← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
израильский архитектор
архитектор, автор градостроительного плана застройки г
виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма
чешский архитектор
русский архитектор, банкир
русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст
немецкий архитектор, представитель раннего классицизма
итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко