Поделиться:

О знаменитости

Эмиль Паладиль: биография


Удачливый конкурент, заняв место Эрнеста Гиро и оттеснив Эрика Сати, Паладиль до конца жизни обеспечил себе вес и положение в профессиональных кругах, а также стабильный доход, никак не связанный с композиторским трудом или творческой активностью. Это было несомненным успехом мсье Паладиля. Но одновременно это событие стало второй точкой его исторической славы. Ибо этим он известен — до сих пор.

— И третий момент славы Эмиля Паладиля навсегда связал его с блестящим именем восходящего Мориса Равеля. Три раза Равель участвовал в конкурсе на получение Римской Премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание Андре Капле (получив так называемую «Малую римскую премию»), второй раз — ученику профессора Шарля Леневе с блестящим композиторским именем Эме Кунцу, и наконец, в третий раз его затмевает композитор по имени Рауль Лапарра, также ученик Леневе. В 1904 году Равель воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки в 1905 году. В дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии ввиду того, что приближался к установленному для участников конкурса предельному возрасту — тридцати годам. Наконец, в 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в Париже музыкант-новатор (по совету симпатизировавшего ему Габриэля Форе) ещё раз просит допустить его к конкурсу. И в результате этого четвёртого выдвижения разражается так называемое «скандальное дело Равеля», немало укрепившее славу молодого музыканта и одновременно, покрывшее окончательной исторической позолотой образ Эмиля Паладиля… Равель получает уклончивый отказ в допущении к конкурсу с формальной ссылкой на возрастные ограничения (которые к тому моменту ещё не наступили) и таким образом не смог поставить свой возрастной рекорд получения Римской Премии (в противовес Паладилю). Равель не стал самым старшим (или старым) лауреатом Римской Премии. Однако истинная причина недопущения его к конкурсу лежала в раздражении членов жюри его «разрушительной» деятельностью, вернее говоря, импрессионистской эстетикой его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «Игра воды»). Комментируя решение жюри, Паладиль ворчал: «Мсье Равель волен считать нас бездарными рутинёрами, но пусть не думает, что нас можно принимать за дураков…» Это решение Музыкального совета Академии искусств, в состав которого входили композиторы Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и директор консерватории Теодор Дюбуа, вызвало целую бурю негодования и протестов среди музыкантов и около-музыкальной печати. Скандал приобрел особенно острый, «коррупционный» характер, когда кроме всего прочего выяснилось, что абсолютно все кандидаты на Большую Римскую Премию, допущенные к конкурсу 1905 года — являлись учениками одного и того же профессора — Шарля Леневе.

«Беспрецедентный цинизм жюри!», «Позорное решение пристрастных судей!» — примерно под такими заголовками большинство парижских газет печатало возмущённые отклики композиторов, писателей, художников и просто любителей музыки. Сам Равель, впрочем, воспринял решение академиков внешне спокойно и почти не высказывался по этому поводу. Но известный музыкальный критик Жан Марнольд, все симпатии которого находились в сфере постепенно набирающего силу импрессионизма, выступил с разгромной статьёй, кончавшейся следующей гневной тирадой:

И опять, спустя десять лет мы снова видим перед собой те же самые три фамилии — и в том же самом порядке. Сати и Марнольд, люди совершенно не схожие, не близкие и временами даже враждебные друг другу, не сговариваясь произнесли одни и тот же набор слов: «Паладиль, Дюбуа и Леневе». И набор этот по существу не был случайным, но представлял собой собрание трёх символов: «Академия, Консерватория и Профессура» — вот что значили по существу три этих имени. Картина имела вид более чем наглядный. Все трое, севшие на кресла Гиро, Гуно и Тома, и те же трое, занявшие место Сати… Скандал получил настолько широкий общественный резонанс, что содействовал не только резкому повышению авторитета и популярности самого Мориса Равеля, но и некоторому обновлению музыкальной жизни Парижа. В результате — многолетний директор консерватории, консерватор и ретроград Теодор Дюбуа был вынужден уйти со своего поста. На его место был назначен Габриэль Форе. Этим было положено начало нового времени в парижской консерватории, несколько освежившей затхлую атмосферу этого учреждения.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора