Иван Петрович Павлов: биография
«Идолизация»
После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 году так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.
Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).
Этапы жизни
В 1875 году Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—1878) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.
- 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
- 1884—1886 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.
- 1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.
- 1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.
- 1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения.
- 1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
- 1935 — на 15 Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почетным званием «старейшины физиологов мира». Ни до, ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести.
- 1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
- 01.09.1870 — 13.04.1871 года — доходный дом баронессы Ралль — Средний проспект, 7;
- 10.1872 года — дом Эбелинг — Миллионная улица, 26;
- 11.1872 — 01.1873 года — 5-я линия, 40;
- 01. — 09.1873 года — доходный дом А. И. Лихачёвой — Средний проспект, 28;
- 09.1873 — 01.1875 года — 4-я линия, 55;
- 1876—1886 — главное здание Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 7;
- 1886—1887 — дворовый флигель дома Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
- 1887—1888 — квартира Н. П. Симановского в доходном доме Страхова — Фурштатская улица, 41;
- 1888 — осень 1889 года — дом Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
- осень 1889—1918 — доходный дом — Большая Пушкарская улица, 18, кв. 2;
- 1918 — 27.02.1936 года — Николаевская набережная, 1, кв. 11.
Общественная позиция
Цитаты:
- «…я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, её жизнью прежде всего интересуюсь, её интересами живу, её достоинством укрепляю своё достоинство»
- «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <…>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <…>. Пощадите же родину и нас.»
- «Мы живём в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волховстрои и Днепрогэсы.»
(Из выступления И. П. Павлова в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по книге В. И. Артамонова)
Комментарии
Комментарии
австрийский психолог и психиатр, основатель школы психоанализа
швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии
был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком
педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека, занимается изучением видоспецифических особенностей его развития в процессе обучения как представителя вида Homo sapiens
американский психолог норвежско-датского происхождения
британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда
бразильский психолог-педагог, теоретик педагогики
англо-американский психолог-экспериментатор