Биография
Павел Диакон стоял весьма близко к лангобардскому королю Ратхису, при дворе которого в Павии получил прекрасное образование. В дальнейшем был придворным писателем короля Дезидерия и учителем его дочери, по просьбе которой написал в 774 году «Римскую историю» («Historia Romana») — сочинение компилятивного характера, продолжавшее в христианском духе «Бревиарий» Флавия Евтропия до Юстиниана.
После подавления фриульского восстания лангобардов в 776 году, когда Карл Великий за участие в восстании увёз в Галлию в качестве заложника брата Павла Арихиса, Павел удалился в Монте-Кассинский монастырь. В 782 году, во время пребывания Карла в Италии, Павел обратился к нему с просьбой в форме элегии об освобождении брата. Карл заинтересовался Павлом, уже тогда завоевавшим репутацию учёнейшего человека, писателя и поэта, и пригласил его в Галлию, где тот вскоре стал одним из наиболее авторитетных членов «придворной академии» императора. По поручению Карла Павел собрал и исправил церковные песни, которые до сих пор употребляются в католической церкви. В 787 году получил возможность вернуться в Монтекассино, где занялся трудом по истории лангобардского королевства, павшего в 774 году.
Названия нот
Современные названия нот восходят к первому стиху гимна Павла Диакона в честь Иоанна Крестителя:
Сочинения
Кроме писем, поэтических и чисто богословских сочинений Павлу Диакону принадлежат:
- «Римская история» («Historia Romana») (лучшее издание в «Rerum italicarum Scriptores» Муратория)
- «Деяния мецких епископов» («Gesta episcoporum Mettensium») (в «Monumenta Germaniae Historica» Пертца)
- «История лангобардов» («Historia Langobardorum») (1 издание — Париж, 1514 г.; всего — более 10; лучшие — у Муратори и Пертца).
Увлекательное изложение и образцовый язык были причиной того, что последний труд получил большое распространение и дошёл до нас в 114 рукописях.
Библиография
Критические этюды о Павле Диаконе:
- Д. Бетмана (1851),
- Дана, «Langobardische Studien» (Лпц., 1875),
- Якоби, «Quellen der Langobardengeschichte des P.» (1877),
- Моммзена и др. указаны в «Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter» Ваттенбаха (5 изд., 1885).
- Loeck, «Die Homiliensammlung des P.» (1890).