Биография
В 1904—1910 Асафьев учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, параллельно также на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930.
С 1921 педагог по истории и теории музыки, в 1925 году Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.
Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 году написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.
С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени — «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада АСМ, Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады. В 1943 года он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств АН СССР, а также научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) Б. В. Асафьев был избран председателем Союза композиторов СССР. В Москве жил в бывшем доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста.
В фантастическом романе «Альтист Данилов» упоминаются слова Асафьева:
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награды и премии
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933)
- Народный артист РСФСР (1938)
- Сталинская премия второй степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения
- Сталинская премия первой степени (1948) — за книгу «Глинка»
- Народный артист СССР (1946)
- Академик АН СССР (1943)
- Два ордена Ленина (1944, 1945)
- Орден Трудового Красного Знамени (1938)
- Медали