Поделиться:

О знаменитости

Артюр Онеггер: биография


Артюр Онеггер биография, фото, истории - швейцарско-французский композитор и музыкальный критик

швейцарско-французский композитор и музыкальный критик

Биография

Артюр Онеггер родился 10 марта 1892 года в портовом городе Гавре, в семье швейцарского коммерсанта, уже давно обосновавшегося во Франции. Сам композитор в шутку называл себя человеком «с двойным паспортом» — Франции и Швейцарии, хотя гражданином своей исторической родины он никогда не был.

Рано увлёкшись музыкой, он первоначально занимался самостоятельно, а в 1905 году стал частным образом изучать гармонию и осваивать скрипку. В 1909 году Онеггер поступил в консерваторию Цюриха, а спустя два года перевёлся в Парижскую консерваторию, где обучался по классу скрипки, а также изучал теорию музыки (у Жедальжа), дирижирование (у Венсана д’Энди) и занимался композицией (у Видора). С 1914 по 1916 год Онеггер служил в пограничных войсках Швейцарии, по окончании службы вернулся в консерваторию и окончил её в 1918 году. К этому времени относятся первые серьёзные сочинения композитора: Струнный квартет и симфоническая поэма „Песнь Нигамона“.

С 1916 года Онеггер присоединяется к организованной Эриком Сати группе „Новые молодые“, являвшейся противовесом просто „Молодым“ Мориса Равеля и участвует в серии коллективных концертов этой группы. В начале 1920-х годов Онеггер вместе со своим другом Дариюсом Мийо формально входит в так называемую „Шестёрку“, (организованную на основе Новых молодых) однако после быстрого распада и этого условного сообщества избирает самостоятельный путь. Для Онеггера эта группа музыкантов никогда не несла в себе никакой единой или отчётливой программы. Как писал биограф Онеггера Вилли Тапполе: „Шестёрка“ — это всего лишь удобная этикетка для аккуратного каталогизирования…»

Уже в самом начале существования «Шестёрки» наблюдались расхождения в оценке ряда творческих явлений современности (Мийо, Орик и Пуленк были горячими последователями Эрика Сати, но спокойный и рассудительный Онеггер никогда не считал его одним из своих учителей). Впрочем, это не мешало ему иногда участвовать в самых радикальных его новшествах. Так, 5 апреля 1919 года в зале Уиген именно Артюр Онеггер оказался тем единственным, кто в антракте представил публике «маленькие пьесы для меблировочной музыки, изобретённой Эриком Сати», сказав о них несколько вводных слов от имени автора. Конечно, он был самым неожиданным из всех, кого Сати мог попросить об участии в этом странном событии, согласившись на него только по ровности своего швейцарского характера... Но это нисколько не мешало Онеггеру воспринимать именно те идеи, которые лично ему казались продуктивными. Так, появившаяся пятью годами позднее его самая известная оркестровая пьеса «Пасифик 231» стояла особняком во всём его творчестве. Описывая средствами музыки движение большого паровоза, Онеггер со свойственной ему обстоятельностью развил меблировочную идею «индустриализации музыки», выдвинутую Сати, правда, в характерном для него изобразительном и даже несколько импрессионистском ключе.

Симптоматичным в этой связи выглядит тот факт, что парижская музыкальная критика неизменно выделяла Онеггера из числа группы «Шести» и отмечала все его премьеры несравненно более благожелательными рецензиями.

«Я никогда не кричал „Долой Вагнера!“ — пишет Онеггер в своей книге под лапидарным названием „Я — композитор“. Всего только один раз Онеггер принял участие в коллективных акциях и совместных событиях группы „Шести“, когда написал гротескно-карикатурный „Похоронный марш на смерть генерала“ для буффонады „Новобрачные Эйфелевой башни“ (или „Кровавая свадьба“) на пародийное либретто, написанное Жаном Кокто. А когда по инициативе Кокто и Сати половина членов „Шестёрки“ примкнули к молодым ниспровергателям Равеля, Онеггер уклонился и не принял прямого участия в этой публичной акции. Он также отказался подписать знаменитый памфлет Эрика Сати, в котором, между прочим, он изрёк свои знаменитые bon mots, ставшие притчей: „Мсье Равель отказался от Ордена Почётного легиона, но вся его музыка принимает этот орден“… Как будет видно позднее, Артюр Онеггер в своей жизни ещё вернётся к этому вопросу. Онеггер всегда стоял подчёркнуто особняком от своих приятелей по „Шестёрке“ как по творческой манере, так и по своему характеру, а его личные отношения с Эриком Сати отличались постоянно демонстрируемой отстранённостью и дистанцией. Ещё в 1924 году он высказал в своей статье, отвечающей на рецензию в „Times“ всего несколько слов, полностью отражающих его внутреннее отношение к группе, участником которой он сам являлся:

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора