Детство и юность
Родился в 1869 году в усадьбе Занино Чухломского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Учился в двухгодичной народной школе, показал там такие способности, что учителя настоятельно посоветовали и помогли матери устроить Ивана в городское училище Чухломы, а затем в гимназию в Костроме. В гимназии (1881—1889 гг.) учился на стипендию имени Сусанина и окончил гимназию с золотой медалью.
Поступает на юридический факультет Московского университета. Под руководством профессора И. И. Янжула занимается экономическими науками. По окончании университета Озеров оставлен при кафедре финансового права для подготовки к профессорскому званию. Через два года его отправляют в научную командировку в Европу. Там, в Германии, Англии, Франции и Швейцарии, он собирает материалы об особенностях развития налоговых систем и основных принципах финансового права, таможенной политики, взаимоотношениях предпринимателей и наёмных рабочих, эволюции кооперации и т. д. В 1898 году получает степень магистра за диссертацию «Подоходный налог в Англии и экономические и общественные условия его существования», в 1899 (по другим данным — в 1900) году защищает докторскую диссертацию «Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии» и назначается профессором Московского университета.
Образовательная деятельность
И. Х. Озеров мечтал о том времени, когда «образование рассеет мрак, окружающий рынок, человек делается смелее, подвижнеее, он не будет только неповоротливой улиткой, приросшей к своему утёсу: волны экономической жизни в настоящее время высоко поднимаются, и нужно, чтобы человек умел вовремя отрываться от утёсов, переменять место, приспособляться к новым условиям, и здесь на государстве лежат крупные задачи – вот почему задача расширения кругозора у населения, задача народного образования играет крупную роль в настоящее время».
Озеров был не кабинетным ученым, а ученым-практиком, увлеченным и неустанным просветителем. «Я как сын трудового народа хотел быть полезным, и, воспитываясь на средства народа, взобравшись вверх через его плечи, я хотел быть полезным распространением знаний среди него и пробуждением в нем энергии и творчества в экономической жизни», — писал он.
В 1901 году принял участие в деятельности московского «Общества взаимопомощи рабочих механического производства», созданного по инициативе С. В. Зубатова. Организовал популярные лекции для рабочих в Историческом музее в Москве и составил проект устава Общества. Когда стало известно, что к созданию общества причастно охранное отделение, Озеров не бросил лекций и созвал нечто вроде третейского суда из общественных деятелей, который признал деятельность лекторов полезной. О своём участии в деятельности Общества подробно рассказал в книге «Политика по рабочему вопросу в России за последние годы».
Летом 1907 года переведен в Петербургский университет, оставаясь в то же время и преподавателем Московского университета. Читает также лекции в Московском коммерческом институте, на Бестужевских женских курсах в Петербурге, на высших женских курсах Н. П. Раева в Петербурге и в Педагогической Академии. Преподаёт финансы и историю хозяйственного быта и экономических учений в Московском городском народном университете им А. Л. Шанявского.
Выступает во многих городах России с публичными лекциями. Принимает участие в работе различных правительственных комиссий Министерства финансов, торговли и промышленности. С научно-исследовательскими целями объезжая Россию (включая буквально медвежьи уголки), знакомясь с реальным производством, банковской деятельностью, Озеров даёт предпринимателям, инженерам и бухгалтерам самые разнообразные насущные советы: «Я видел, что там-то надо к головке приделать туловище или хвост». Писчебумажной фабрике он рекомендовал приобрести лесную площадь, чтобы не быть в зависимости от цен на древесину; цементному заводу — построить подъездной путь, чтобы использовать дешевые подмосковные угли; московскому градоначальству — использовать сжигаемый в подмосковных шахтах уголь для освещения и отопления города.
ведь были люди не то ,что нынешнее племя...