Поделиться:

О знаменитости

Николай I Павлович: биография


Самого Николая маркиз описывал так:

Видно, что император ни на мгновение не может забыть, кто он и какое внимание привлекает; он постоянно позирует и, следственно, никогда не бывает естественен, даже когда высказывается со всей откровенностью; лицо его знает три различных выражения, ни одно из которых не назовешь добрым. Чаще всего на лице этом написана суровость. Другое, более редкое, но куда больше идущее к его прекрасным чертам выражение, — торжественность, и, наконец, третье — любезность; два первых выражения вызывают холодное удивление, слегка смягчаемое лишь обаянием императора, о котором мы получаем некоторое понятие, как раз когда он удостаивает нас любезного обращения. Впрочем, одно обстоятельство все портит: дело в том, что каждое из этих выражений, внезапно покидая лицо императора, исчезает полностью, не оставляя никаких следов. На наших глазах без всякой подготовки происходит смена декораций; кажется, будто самодержец надевает маску, которую в любое мгновение может снять.(…)

Лицемер, или комедиант, — слова резкие, особенно неуместные в устах человека, притязающего на суждения почтительные и беспристрастные. Однако я полагаю, что для читателей умных — а только к ним я и обращаюсь — речи ничего не значат сами по себе, и содержание их зависит от того смысла, какой в них вкладывают. Я вовсе не хочу сказать, что лицу этого монарха недостает честности, — нет, повторяю, недостает ему одной лишь естественности: таким образом, одно из главных бедствий, от которых страждет Россия, отсутствие свободы, отражается даже на лице ее повелителя: у него есть несколько масок, но нет лица. Вы ищете человека — и находите только Императора. На мой взгляд, замечание мое для императора лестно: он добросовестно правит свое ремесло. Этот самодержец, возвышающийся благодаря своему росту над прочими людьми, подобно тому как трон его возвышается над прочими креслами, почитает слабостью на мгновение стать обыкновенным человеком и показать, что он живет, думает и чувствует, как простой смертный. Кажется, ему незнакома ни одна из наших привязанностей; он вечно остается командиром, судьей, генералом, адмиралом, наконец, монархом — не более и не менее. К концу жизни он очень утомится, но русский народ — а быть может, и народы всего мира — вознесет его на огромную высоту, ибо толпа любит поразительные свершения и гордится усилиями, предпринимаемыми ради того, чтобы се покорить.

Современники отмечали свойственный императору «взгляд василиска», невыносимый для людей робкого десятка.

Генерал Б. В. Геруа в своих мемуарах (Воспоминания о моей жизни. «Танаис», Париж, 1969) приводит такой рассказ о Николае: «По поводу караульной службы при Николае I вспоминаю надгробный памятник на Лазаревском кладбище Александро-невской лавры в Петербурге. Показывал мне его отец, когда мы ездили с ним на поклонение могилам его родителей и проходили мимо этого необычного памятника. Это была превосходно исполненная из бронзы — наверно первоклассным мастером — фигура молодого и красивого офицера лейб-гвардии Семеновского полка, лежащего как бы в позе спящего. Голова его покоится на ведрообразном кивере Николаевского царствования, первой его половины. Воротник расстегнут. Тело декоративно покрыто наброшенным плащом, спустившимся на пол живописными, тяжелыми складками.

Отец мой рассказал историю этого памятника. Офицер прилег в карауле отдохнуть и расстегнул крючки своего огромного стоячего воротника, резавшего шею. Это запрещалось, Услышав сквозь сон какой-то шум, открыл глаза и увидел над собой Государя! Офицер так и не встал. Он умер от разрыва сердца.»

Леволиберальная и советская историография

Крайне негативная оценка личности и деятельности Николая I связана с творчеством А. И. Герцена. Герцен, с юности болезненно переживавший провал восстания декабристов, приписывал личности царя жестокость, грубость, злопамятность, нетерпимость к «свободомыслию», обвинял его в следовании реакционным курсом внутренней политики.

Киновоплощения

  • Владислав Стржельчик («Сон», 1964, «Третья молодость», 1965, «Зеленая карета», 1967; «Отец Сергий», 1978).
  • Зибров, Андрей Юрьевич («Смерть Вазир-Мухтара», 2010).
  • Николай Токарев («Северный сфинкс», 2003).
  • ??? («Ошибка Оноре де Бальзака», 1968).
  • С. Байков («Чокан Валиханов», 1985).
  • Михаил Названов («Тарас Шевченко», 1951; «Белинский», 1951; «Композитор Глинка», 1952).
  • Эрнст Романов («Залив счастья», 1987).
  • Борис Ливанов («Глинка», 1946).
  • Борис Плотников («Грибоедовский вальс», 1995).
  • Константин Каренин («Поэт и царь», 1927).
  • Михаил Боярский («Чокнутые», 1991).
  • Василий Ливанов («Звезда пленительного счастья», 1975).
  • Виктор Вержбицкий («Бедная Настя», 2003—2004).
  • ??? («Разбудите Мухина!», 1967).
  • Юлиан Макаров («Русский ковчег», 2002).
  • Юрий Богатырёв («Нос», 1977; «И с вами снова я», 1981).
  • Юрий Яковлев («Левша», 1986).

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Истории

Чисто в ответ… Николай I

Сайт: Википедия

Тохтамыш Тохтамыш

хан Золотой Орды, потомок Чингисхана

Хан Батый (Бату) Хан Батый (Бату)

монгольский хан, внук Чингисхана, основатель Золотой Орды

Анна Австрийская, королева Франции Анна Австрийская, королева Франции

французская королева, жена Людовика XIII

Анна Иоанновна Романова Анна Иоанновна Романова

российская императрица из династии Романовых

Иван Калита Иван Калита

московский князь

Анна Болейн Анна Болейн

королева Англии, жена Генриха VIII

Рюрик Рюрик

первый русский князь, основатель династии Рюриковичей

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора