Поделиться:

О знаменитости

Нечаев Николай Николаевич: биография


Нечаев Николай Николаевич биография, фото, истории - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики вузовской подготовки специалистов
День рождения 28 января 1946

российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики вузовской подготовки специалистов

Биография

Окончил психологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1969) и аспирантуру МГУ (1972), защитив кандидатскую диссертацию по теме «Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний». Профессиональную деятельность начал преподавателем психологии в МГУ (1970—1972), МАДИ (1973—1974), МАрхИ (1974—1982, с 1976 г. — доцент) и МГУ (1982—1988). В 1987 г. защитил докторскую диссертацию — «Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования)» и перешёл на должность заместителя директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987—1989). С 1989 по 1992 г. — начальник Главного управления общего среднего образования, член Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию. После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской академии образования работал в должности Главного учёного секретаря РАО (1992—1997). Параллельно с научно-организационной деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии МХТИ им. Д.И. Менделеева (1989—1992), заведующий кафедрой педагогики и андрагогики МГЛУ (1992—1994), а с 1994 г. — заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ. С 2000 г. — проректор по учебно-методической работе МГЛУ.

Научные идеи

Научные интересы Н. Н. Нечаева сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества.

Согласно этой теории, высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей данной профессии — его профессиональное сознание, делающее студента полноценным специалистом. С позиции этой концепции, высшее образование является не только специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней. «Психическое» развитие, психологическое «оформление» каждого отдельного человека совершается в меру и по мере его «вхождения», «врастания» в ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения её содержания, её форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача профессиональной «социализации» студента в процессе высшего образования, его «превращения» и «обращения» в специалиста. Собственно инженерное или научное мышление, художественное воображение, математическая память, литературная фантазия и т. д. — те конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует и проявляется психическая деятельность человека и её отдельные виды и формы — являются, с этой точки зрения, тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования. Задача психологии высшего образования как направления исследований — выявление психологического «ядра» профессиональной деятельности специалиста, её психологического инварианта. Практическое применение эта концепция нашла в разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой и языковой подготовки специалистов. Под руководством Нечаева были разработаны и внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам профессиональной деятельности. По его инициативе в МГЛУ была создана первая в России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых.

Н. Н. Нечаев — автор многих учебных пособий и монографий, в том числе по вопросам архитектурного образования. Среди них: «Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании» (1980); «Введение в проектирование» (1982); «Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в учебном процессе высшей школы» (1987); «Методы архитектурного творчества» (1988); «Опыт применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе» (1989); «Теория и методика пространственного анализа в архитектуре» (1991) и др.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франклин Рузвельт Франклин Рузвельт

32-й президент США

Джозеф Ястров Джозеф Ястров

американский психолог родом из Варшавы, сын известного раввина Маркуса Мордехая Ястрова

Морис Ямеого Морис Ямеого

первый президент

Татьяна Борисовна Юмашева Татьяна Борисовна Юмашева

сотрудник аппарата президента РФ, с 1996 по 1999 год советник Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, своего отца

Курт Юнгвирт Курт Юнгвирт

деятель и австрийского и международного шахматного движения, визе-президент ФИДЕ

Эрик Эмерсон Шмидт Эрик Эмерсон Шмидт

председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании «Google»

Андрей Захарович Шляховой Андрей Захарович Шляховой

основатель, президент и председатель правления Дальневосточного коммерческого банка «Далькомбанк»

Леон Франк Чолгош Леон Франк Чолгош

убийца 25-го президента США Уильяма Мак-Кинли

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора