Биография
Хесус Мостерин родился в Бильбао в 1941 году. Учился в Испании, Германии и США. С 1983 года — профессор логики и философии науки в Барселонском университете, где основал факультет логики, философии и истории науки. С 1996 года — научный сотрудник (research professor) Национального научного совета Испании (CSIC). Научный сотрудник Центра философии науки в Питсбурге и член ряда международных академий. Сыграл ключевую роль в развитии математической логики, аналитической философии и философии науки в Испании и Латинской Америке. Помимо своих академических обязанностей, вносит весомый вклад в развитие международного издательского дела, особенно в компаниях Salvat и Hachette. Активно участвует в защите дикой природы в СМИ.
Логика
Мостерин получил начальное логическое образование в Институте математической логики и фундаментальных исследований в Мюнстере (Германия). Опубликовал первый современный учебник логики и теории множеств на испанском. Работал над предметом логики первого и второго порядка, аксиоматической теории множеств, теории вычислимости и сложности. Продемонстрировал, как единообразная дигитализация каждого типа символических объектов (таких, как хромосомы, тексты, изображения, фильмы или музыкальные фрагменты) может рассматриваться в качестве определенной позиционной системы счисления. Этот результат придаёт точное значение представлению о том, что множество натуральных чисел составляет универсальную библиотеку и даже универсальную базу данных. Отредактировал первое издание полного собрания сочинений Курта Гёделя на всех языках. Вместе с Томасом Бонком редактировал одну из неопубликованных книг Рудольфа Карнапа по аксиоматике на немецком. Также изучал исторические и биографические аспекты развития современной логики; его работа над биографиями Готлоба Фреге, Георга Кантора, Бертрана Рассела, Джона фон Неймана, Курта Геделя и Алана Тьюринга, включает формальный анализ их основного технического вклада.
Философия науки
Основные понятия и теории в науке
Философия биологии
Философия космологии
Практическая философия
Теория рациональности
Этика и права животных
Политическая философия
Современная либеральная демократия представляет собой компромисс между идеалами свободы и демократии. Мостерин подчеркивает их различия: свобода сводится к тому, что хочет сам человек, демократия — к тому, что хотят от него другие (большинство). Отвергая как спорное метафизическое понятие свободной воли, он фокусируется на политической свободе, отсутствии принуждения или вмешательства со стороны других в личные решения. Из-за тенденции к насилию и агрессии, которые иногда таятся в природе человека, требуются некоторые ограничения свободы личности, необходимые для мирной и плодотворной социальной жизни, но чем таких ограничений меньше, тем лучше. В частности, нет никаких рациональных оснований для сокращения культурных свобод (языка, религий, передвижения) во имя народа, церкви или партии. С этой точки зрения, по мнению Мостерина, интернет предоставляется намного более привлекательной моделью, чем устаревшие государства-нации или националистические движения. Мостерин полагает, что государство-нация является несовместимым со всесторонним развитием свободы, чье процветание требует реорганизации мировой политической системы по линии космополитизма. Он предлагает мир без государств-наций, территориально основанный на небольших автономных, но не суверенных кантонах, без препятствий свободному передвижению людей, идей и товаров, дополненных контролем сильных международных организаций и глобальной системой правосудия, обеспечивающей соблюдение прав человека.